marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
        Я подумал, что выражения типа "приятный человек" или "приятный собеседник" сбивают людей с толка. Эти выражения говорят, что быть приятным - это характеристика (ну как например быть высоким), а не действие. Но что бы быть приятным, люди должны использовать эмпатию и думать. Например, идут женщина и мужчина. Мужчина устал, но, как мужчина, не подает вида. Приятная женщина скажет "Ой, смотри кафе напротив! Может посидим, кофе выпьем?" Но для того что бы быть приятной, женщина должна
1.Заметить, что мужчина устал.
2.Подумать и сформулировать решение не обидно для мужчины.
Если женщина не включает эмпатию, или включает ее, но не задумывается как сформулировать и говорит "Ты не устал? А то давай отдохнём", она не будет приятной для мужчины. То же самое и в беседе - приятный человек задействует мозги (возможно, подсознательно), что бы замечать, какие темы приятны собеседнику, а какие нет, или чтобы помочь малоразговорчивому человеку в группе тоже высказаться, ну и т.д.
      Мне кажется очень важно, что
1.Выражение "приятный собеседник" убирает мотивацию прилагать усилия к тому что бы быть приятным - так же как например низкий человек обычно не пытается стать высоким, потому что это не реально. А вот что быть приятным, реально приложить усилия и получить результат.
2.Человек может быть мотивирован или немотивирован быть приятным, так же как человек может быть мотивирован или не мотивирован делать любую другую работу. У приятного человека есть какая-то мотивация быть приятным, и если он побывал один раз приятным, и ему самому это ничего не дало, он следующий раз может и не захотеть делать приятности. Грубо говоря, если на встречу друзей один принес вкусную еду, а другой сделал для всех общение приятным, то первый друг обычно получит гораздо больше благодарности чем второй, хотя вклад второго в приятно проведенный вечер не меньше.

Date: 2022-08-24 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Вспомнилтсь гоголевские дамы приятные во всех отношениях :)
Для меня понятие приятный человек включает как эмпатию, так и наличие мозгов.

Date: 2022-08-24 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Не только наличие, но и использование их.

Date: 2022-08-24 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Конечно, и использование.

Date: 2022-08-24 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] igorla.livejournal.com
Да, "быть приятным" в этой формулировке - это работа. Поэтому я никогда не понимал, зачем надо "всем понравиться"

Date: 2022-08-24 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] prostak-1982.livejournal.com
Так чужие карманы легче чистить.

Date: 2022-08-24 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] ymarkov.livejournal.com
Какие-то у Вас весьма высокие требования к приятности. По мне, так "Ты не устал? А то давай отдохнём" – уже приятно, а описываемое Вами – высший пилотаж.

Date: 2022-08-24 02:48 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Напомнило анекдот про разницу между джентльменом и истинным джентльменом.

Date: 2022-08-24 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
Мне кажется Вы несколько усложняете...
"Приятный собеседник" это не действие, а именно характеристика даваемая другим человеком. То есть — чисто его ощущение от общения. Вряд ли кто-то станет говорить о себе: "Здравствуйте, я приятный человек!". То есть, он конечно может, но тем самым, автоматически заронит в души собеседников сомнение — так ли уж он приятен? ;) Обычно так говорят о ком-то другом. То есть, характеристика является сугубо относительной. Причём, относительной именно субъекта. То что покажется приятным одному, может не понравиться другому. Сам объект может и не знать, как его характеризуют, либо принять это за формальный комплимент, либо вообще обидеться, если он считает себя не просто приятным, а офигенноклёвым супермегачелом.
Соответствовать же имиджу "приятного собеседника" позволяет скорее не эмпатия, а воспитание и эрудиция, а "приятного человека" — опять же, воспитание в сочетании с мягкостью и позитивностью характера. Само слово "приятный" ассоциируется с чем-то мягким, уютным, умеренно позитивным, но не вызывающим восторга или восхищения. Думаю, для мотивации оно слабовато.

Что касается эмпатии, её проявления отнюдь не всегда бывают приятными. Скорее наоборот. Мне кажется, у каждого найдётся знакомый или родственник, который своей избыточной эмпатией, сочувствием и рвением помочь и во всём поучаствовать, жутко бесит. ;) Когда эмпатия исходит не от близких людей это тоже не всегда уместно и часто вызывает чувство неловкости. И характеризуются она словом "отзывчивый" или "понимающий", а не "приятный". Близкого же человека редко называют "приятным", обычно используя более яркие эпитеты.
Приведённый Вами пример с кафе и усталым мужчиной скорее иллюстрирует склонность к манипуляции и неискренности в отношениях. Лично мне это совсем не показалось бы приятным.

Что касается упомянутого в комментариях интеллекта, это ещё более относительный параметр. Он делает общение приятным только при определённом соответствии его уровня у собеседников. В противном случае, это скорее негативный фактор. Разговор умника с дебилом ни один из них не назовёт приятным. И, кстати, интеллект не отягощённый воспитанием, культурой и определёнными моральными качествами, чаще всего, делает собеседника и вообще человека совершенно невыносимым. ;)

Короче, на мой взгляд, эпитет "приятный человек" совершенно понятен и ничуть не путает. Просто не стоит пытаться раскладывать его чисто субъективную суть на объективные параметры. :)
В конце концов, Вы всегда можете спросить у того, кто даёт кому-то подобную характеристику — что конкретно показалось ему приятным.

Date: 2022-08-24 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
Приятный человек, как и высокий — это не общее понятие, тут у нас, у каждого свой взгляд на одного и того же человека.
Так же и наоборот, чтобы сделать из себя приятного человека надо знать для кого стараешься, тут тоже строго индивидуальный подход, а это трудно.
Лучше быть самим собой — всем не угодишь, но кому-то и понравишься.
Не вредничай — уже неплохо.
А по поводу последнего предложения и вовсе сильно сомневаюсь, поскольку всегда так было, что есть кто-то ответственный за еду и это чисто технический человек, а есть приятный человек, скажем, с гитарой и никто уже про еду и технического человека не думает, и потом не вспоминает.

Date: 2022-08-24 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Конечно, не надо. Боже упаси!

Date: 2022-08-24 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
А что за анекдот?

Date: 2022-08-24 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну да, градации!

Date: 2022-08-24 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну я именно в плане благодарности. Приносящему еду благодарны, а вот "душе компании" — не очевидно.

Date: 2022-08-24 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
Да, тут всё зависит от чувства голода, то есть по какому оно поводу — материальному или духовному.
Иногда ведь действительно бывает так, что душа компании феерично забавен и красноречив,
но на столе сало с маринованными огурцами, и ветчина с грибами настолько хороши, что у всех за ушами такой треск стоит, что никаких выступлений не слышно!

Date: 2022-08-24 07:52 pm (UTC)
alon_68: (Default Pooh)
From: [personal profile] alon_68
Странно, но не нашёл поиском.
Если джентльмен открывает дверь в ванную и видит там купающуюся женщину, он говорит "извините, мадам" и быстро закрывает дверь. А вот если истинный джентльмен открывает дверь в ванную и видит там купающуюся женщину, он говорит "извините, сэр". И медленно закрывает дверь.

Date: 2022-08-24 09:50 pm (UTC)

Date: 2022-08-25 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Что касается эмпатии, её проявления отнюдь не всегда бывают приятными. "
Ну да, я ж про это и пишу. Одной эмпатии мало.

"И, кстати, интеллект не отягощённый воспитанием, культурой и определёнными моральными качествами, чаще всего, делает собеседника и вообще человека совершенно невыносимым. "
В первую очередь, не отягощённый эмпатией- человек не чувствует как на него реагирует собеседник.

Date: 2022-08-25 04:44 am (UTC)

Date: 2022-08-25 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
"не отягощённый эмпатией- человек не чувствует как на него реагирует собеседник"
Даже если человек отягощён ею и чувствует, как на него реагирует собеседник, это вовсе не означает, что он будет стремиться стать "приятным". Имиджевые паттерны "плохого парня", "рубахи парня" или "души компании" куда более популярны. Многих вообще заводит и радует то, что они всех бесят. "Приятные собеседники" встречаются довольно редко. (И, увы, всё реже и реже...).
В то же время, алгоритмы и паттерны поведения, закладываемые хорошим воспитанием, позволяют обойтись вообще без эмпатии и качественно замаскировать даже совсем неприятные черты собственного характера, производя впечатление "приятного собеседника" практически в любой соответствующей компании и ситуации. Это хорошо прослеживается по исторической литературе и кино описывающей жизнь аристократии. Особенно Старого Света.
Кстати, многих серийных убийц и маньяков окружение характеризует как "приятных людей". ;)
Во голливудской кинопродукции сейчас очень чётко прослеживается тренд на образ "приятного" богатого бизнесмена, который потом оказывается суперзлодеем. Недавно вот в новом "Юрском парке" такой проскочил.

По моим наблюдениям, имидж "приятного собеседника", чаще всего, либо сформирован в детстве родителями и окружением, т.е., является продуктом воспитания, либо это естественный эффект от проявления моральных и духовных качеств человека. Специально люди над таким образом, как правило, не работают.

Date: 2022-08-25 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Кстати, многих серийных убийц и маньяков окружение характеризует как "приятных людей"."
Ну почему бы и нет. Яд можно тоже сделать приятным на вкус :))). приятность вполне может скрывать агрессивные цели, например.

"Специально люди над таким образом, как правило, не работают."
Мне в данном случае кажется наоборот. Большинству людей хочется, чтобы с ними общались. Ну и продать что-нибудь приятному человеку проще, кстати.

Date: 2022-08-25 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
"Большинству людей хочется, чтобы с ними общались"
Большинству, как раз, хочется чтобы не просто общались, а слушали, слушались, восхищались и шли на поводу. Для этого нужно быть не просто "приятным".
Другому большинству кажется, что все должны принимать и ценить их такими, какие они есть. Как правило, это не слишком приятные люди.
А третье большинство разучивает перед зеркалом лучезарные улыбки и приторно-любезные фразы, чтобы втюхать вам ненужную хрень, познакомиться и затащить в постель или заключить контракт на их условиях. Но это никак нельзя называть "приятным". Это во-первых — лицемерие и манипуляция, во-вторых — наигранный позитив и напористость, а в-третьих это вообще разновидность воспитания или, скорее, профессионального образования. Лично мне такие личности крайне неприятны.

"Яд можно тоже сделать приятным на вкус :))) приятность вполне может скрывать агрессивные цели"
Ну, большинство маньяков вовсе не считают свои цели агрессивными. Некоторые из них вообще уверены, что мир спасают, служат дланью Господа или подчиняются "голосам" и всё такое. Некоторые вообще убивают "через не хочу", сознательно жертвуют собственной душой, освобождая души жертв, очищая их от греха их же собственной кровью. Среди маньяков на редкость мало принципиальных злодеев. У профессиональных коммивояжеров, к примеру, цели более агрессивные. ;)

Date: 2022-08-25 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Мне кажется, тут камень преткновения слово "приятный". Можно использовать еще "очаровательный" и более сильные выражения. То есть, все что я написал в посте, относится и к "очаровательный", например.
"а слушали, слушались, восхищались и шли на поводу." — для этого нужно быть очаровательным :)))

"А третье большинство разучивает перед зеркалом лучезарные улыбки "
Да, в отсутствии эмпатии, это не поможет. Нужно знать когда улыбаться :))

Date: 2022-08-25 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
"Да, в отсутствии эмпатии, это не поможет. Нужно знать когда улыбаться"
В скриптах прописано, когда нужно улыбаться. Эмпатия конечно может помочь стать продавцом месяца, но служащие колл центров прекрасно обходятся и без неё. ;)

"Мне кажется, тут камень преткновения слово "приятный". Можно использовать еще "очаровательный" и более сильные выражения."
Вы сейчас всё ещё больше запутаете! ;) "Приятный" и "очаровательный" не синонимы. Это совершенно разные характеристики. Ваш пост конкретно про "приятных", их и обсуждаем. Это не камень преткновения, а тема.

Date: 2022-08-26 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] abyssal-being.livejournal.com
Интересный поток сознания! А мне кажется, всё еще проще! Чтобы быть приятным (человеком/собеседником), надо просто искренне симпатизировать второму, искренне мысленно говорить "Вы мне нравитесь!", а иногда можно и вслух! Вот как с чужими детьми? Стараешься им понравиться — они смотрят на тебя как волчата. Искренне восхищаешься ими, пусть даже молча — они тебя обожают и не отходят от тебя! :))) А если мужчина устал, он, может быть, так элегантно сидит, по-барски развалившись на сиденье, что достоин восхищения! :))) И если он об этом знает, он и сам непринужденно предложит даме посидеть, отдохнуть, и ждать от нее команды не станет!
Edited Date: 2022-08-26 05:14 am (UTC)

Date: 2022-08-26 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
" надо просто искренне симпатизировать второму, искренне мысленно говорить "Вы мне нравитесь!", а иногда можно и вслух! "
Это будет работать при разнице в статусе. Некрасивой девушке будет нравится внимание красивого парня. Красивой девушке внимание неинтересного парня безразлично. И профессору симпатия студента часто без разницы...

Date: 2022-08-26 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"но служащие колл центров прекрасно обходятся и без неё. ;)"
Но они именно служащие колл центров, а не их директора. Было бы у них все хорошо с этим — были бы директорами :)))

Date: 2022-08-26 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
"Было бы у них все хорошо с этим — были бы директорами"
За всю жизнь мне встретился только один приятный директор, да и тот попал на должность случайно и быстро уволился. Остальные были хорошими или плохими, но "приятными" их точно не назовёшь.
Вряд ли для хорошего лидера подходит имидж "приятного человека". Это слишком мягко. Его быстро сожрут. Либо подчинённые, либо коллеги и конкуренты, посчитав за слабака. Случаи, когда человек может проявлять твёрдость и принимать морально неоднозначные решения, оставаясь при этом "приятным", крайне редки.

Читак, как-то, об исследовании эффективности различных стратегий в коллективах. Помимо прочего, там сравнивались стратегии "приятного" работника, который качественно выполняет работу, не отказывается от дополнительной нагрузки, всегда всем помогает, выслушивает и угощает коллег, и "плохого парня", который филонит, халтурит, всем хамит, ворует чужую еду и т.п. Так вот, выяснилось, что "плохим" быть гораздо выгоднее. Ему не поручают ничего лишнего, дают задания попроще, за ошибки лишний раз не ругают, чтобы не нарываться на грубость. А "приятного" грузят по максимуму, а к его отзывчивости и щедрости быстро привыкают и начинают воспринимать её как должное. Интересно также, что если "приятный" по какой-то, даже уважительной причине, вдруг отказывается от дополнительной нагрузки или помощи коллегам, это вызывает остро негативную реакцию типа: "Претворялся нормальным, а на самом деле — урод!" И этот паттерн держится потом очень долго и его сложно исправить. А если "плохой", вдруг, сделает что-то хорошее, пусть даже однократно, все начинают его героизировать, типа: "Мы знали, что в глубине души ты хороший человек!" И это тоже очень инерционная реакция. Даже если он больше ничего хорошего не сделает, рейтинг его ещё долго будет держаться на высоте.

Подозреваю, что современные алгоритмы подбора кандидатов тоже не дадут преференций "приятным", отдавая предпочтение "пробивным, инициативным, мотивированным" и т.п.

Date: 2022-08-26 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
Вот это, кстати, спорно. Помню голодные студенческие времена, когда встречи обычно устраивались так: — Завтра собираемся у Тёмыча, у него хата свободна, зовём Хипа, Дэна и, конечно Вавра с гитарой! Эх, зарубим!... — А жрата? — Ах да, жратва... Ну давайте этого позовём, как его... Который из 13 группы. У него вроде есть...
Причём, честно говоря, тому кто приносил еду, конечно были благодарны, но если он сливался пораньше никто особо не расстраивался. А вот если уходил тот, кто с гитарой или "душа компании", сидеть дальше смысла уже не было. И вспоминали потом отнюдь не еду. Так что, "купить" расположение компании едой трудновато, а вот гитарой или юмором — запросто. ;)

Date: 2022-08-26 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] synchrozeta.livejournal.com
Спасибо! — очень разумное и полезное наблюдение про тонкости эмпатии.
Совпадает с теорией моей любимицы Марины Комиссаровой (Эволюции).

Date: 2022-08-27 05:19 am (UTC)

Date: 2022-08-27 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, согласен, бывает по разному. Собственно, есть анекдот:
-Она была такая страшная, ну такая страшная, что мама вешала ей на платье котлету, чтобы хотя бы собачки с ней играли.

Date: 2022-08-27 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
А директор и не должен быть приятным со всеми. Он должен быть приятным с инвесторами, с крупными клиентами....

Date: 2022-08-27 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
Ну, это уже не человеческие качества, а профессиональные навыки. Оценка и отношение к ним будет соответствующее. Инвесторы и клиенты, как правило, люди того же круга, прекрасно понимают, что это лишь игра лицом и оценивают не качества человека, а качество его игры.

Date: 2022-08-27 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну все любят умную лесть например. Все любят оценку своей значимости. И люди зачастую готовы за это дорого платить.

Date: 2022-08-27 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
:)))
Кстати, В. Высоцкий, который был вовсе не красавец, к тому же, алкоголик, и "приятным человеком" его никто не называл, тем не менее, пользовался огромным успехом в компаниях и особенно у дам. Знавшие его люди рассказывали, что положив глаз на какую-нибудь девушку, он брал гитару и пел ей до тех пор, пока она в изнеможении не падала в кровать. Вместе с ним, естественно. Говорят, отказов не знал. ;)

Date: 2022-08-27 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
Не все! Ещё Вергилий говорил: "Бойся данайцев дары приносящих!" Меня например напрягает, когда кто-то начинает мёд в уши лить. Сразу начинаю думать — что ему от меня надо? Аналогично и со значимостью. Большая значимость — больше ответственности, больше проблем, больше работы, меньше свободы. Нафига это надо? Значимость наоборот уменьшать надо. И свою и вообще всего.
Посмотрел тут любопытный сериальчик "Лунная гавань", там прикольный способ борьбы со стрессом показан — надо выйти в лес, снять одежду и посмотреть на деревья вокруг. Типа — я такой маленький по сравнению с деревьями. У маленького существа не может быть больших проблем! :)

Date: 2022-08-27 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Типа — я такой маленький по сравнению с деревьями. У маленького существа не может быть больших проблем!"
Нафиг. Я наоборот испугаюсь — кто-нибудь придет и обидит или вообще сожрет... Маленькое существо сожрать проще...

Date: 2022-08-27 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Охотно верю!
Высоцкий был известен, харизматичен...
Я этих девушек хорошо понимаю!

Date: 2022-08-27 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
Однако, именно маленькие существа составляют большую часть биосферы. Миллионы лет эволюции убедительно доказали, что быть маленьким, а лучше вообще микроскопическим гораздо безопаснее. Большие вымирают первыми. Собственно, уже вымерли почти все. ;)

Date: 2022-08-27 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Но их же всех жрут...
Они просто очень быстро размножаются :)))

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 08:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios