marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      В интересной статье Paternal age and 13 psychiatric disorders in the offspring: a population-based cohort study of 7 million children in Taiwan рассматривается, как возраст отцов влияет на шанс психиатрических болезней детей. Для этого, авторы собрали информацию по 7 миллионам тайваньских детей. Авторы показал, что после возраста 25 лет, риск большинства психиатрических заболеваний растет с возрастом отцов когда  больные были рождены. Более, того, этот риск растет и с возрастом дедушек! Авторы также показали, что этот рост наблюдается даже если не учитывать отцов с психиатрическим диагнозом.
      Авторы предположили, что поскольку с возрастом в сперматозоидах становится больше мутаций, то большое количество мутаций в сперматозоидах более взрослых мужчин и становится причиной того, что у них рождается больше детей с психиатрическими болезнями. Но тогда не понятно, почему не существует такой же ситуации и с остальными болезнями: мутации ведь будут приводить к дефектам и в иммунной системе, например.
    Другой возможный вариант - что носители вариантов генов увеличивающих шанс психиатрическим болезней, даже если и не имеют самой болезни, в той или иной степени имеют "дефекты", из-за которых они позже заводят детей - например, они позже женятся или имеют проблемы с способностью к зачатию. Соответственно, возраст отцовства не является причиной психиатрических болезней их детей, а и то и другое имеет общую генетическую причину.
UPD [livejournal.com profile] olegkorsun указал, что причины могут быть не только генетическими, но и эпигенетическими.
От себя добавлю, что эпигенетика могла бы объяснить и тот факт, что частота многих психиатрических болезней стала расти в XIX-XX веках.

Date: 2022-08-30 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
С одной стороны, есть книга "Гениальность и помешательство" Чезаре Ломброзо. С другой стороны, имеется много примеров, когда гениями становились "поскрёбыши". Наверно, чем больше риск родиться "ненормальным", тем больше шансов родиться гением, потому что все гении именно "ненормальные"

Date: 2022-08-30 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Но гении не то чтобы активно оставляли потомство. Они чаще занимаются не размножением, а чем то другим.

Date: 2022-08-30 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
" почему не существует такой же ситуации и с остальными болезнями: мутации ведь будут приводить к дефектам и в иммунной системе, например"

М б она и существует, просто не искали.

Date: 2022-08-30 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Вот поэтому нужна такая подавляющая масса людского материала — мусора, как многие считают. Откуда столько гениев-то взять?

Date: 2022-08-30 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Заметили бы наверняка.

Date: 2022-08-30 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] ymarkov.livejournal.com
Влияние дедушек разве не убивает на месте все догадки о причинной связи?

Date: 2022-08-30 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Как могли заметить, если не искали?

Date: 2022-08-30 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] matsea.livejournal.com
На это довольно просто ответить: сделать анализ первый поздний ребенок / не прервый поздний ребенок. Если ваша теория верна, то вторые-третьи поздние дети должны быть здоровее психически, чем первые поздние дети

Date: 2022-08-30 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] snormer.livejournal.com
Вроде, это консесус давно: было много популяционных исследований, где видно влияние возраста отцов на вероятность шизофрении, аутизма и депрессии. И везде U кривая, с высоким риском до 20 и линейно растущим после 30-35. Я так на вскидку не вспомню, было ли хоть одно исследование, где этого эффекта не увидели. Как раз сейчас больше смотрят корреляции по выборкам и стараются выделить отдельные факторы, которые дают вклад.

"Но тогда не понятно, почему не существует такой же ситуации и с остальными болезнями"

Существует, но не по всем. По диабету и лейкемии то же самое, может ещё где ухватили. А есть расстройства, где этого эффекта не видно. Автоимунные, вроде, специально искали и не нашли. Также сложно отделить от возраста матери, а там такой букет расстройств для позднего материнтства, что, боюсь, вклад отцов теряется просто в статистике.
Тут интереснее, почему это влияние позднего оцовства так сильно вылезает именно по психическим расстройствам и дефектам формирования нервной системы. Там ведь в три раза рост вероятности к 45 годам. По соматическим 10-20% едва эффект. По какой-то причине, именно по мозгу бьёт в разы сильнее.

"Соответственно, возраст отцовства не является причиной психиатрических болезней их детей, а и то и другое имеет общую генетическую причину."

Это проверяется сравнением просто позднего отцовства с поздними "первыми детьми". И вроде действительно именно генетика даёт сильный вклад , а возраст сам по себе не так важен. Хотя вот у китайцев здесь отдельно виден вклад именно возраста зачатия ребёнка.

Там ещё вагон гипотез есть, а конкретный механизм вообще дело тёмное. Например, один из вариантов это не сами сперматозоиды, а сбой в имунной реакции материнского организма на сперму в целом. А там факторами и гормональный профиль отца (который как раз U образный от возраста, с пиком где надо), и продолжительность совместного сожития до зачатия, и даже была ли беременность желаемой (а по ним тот же профиль кривой от возраста родителей)

Date: 2022-08-31 01:49 am (UTC)
From: [identity profile] olegkorsun.livejournal.com
Причины могут быть не только генетическими, но и эпигенетическими. И не исключено, что эпигенетические метки более избирательны, чем мутации.

Date: 2022-08-31 04:21 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Добавлю в пост.. Очень логично, по моему

Date: 2022-08-31 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Почему?

Date: 2022-08-31 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
В комментариях уже заметили что искали :).

Date: 2022-08-31 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ага, авторы статьи сделали такой тест, и показали, что таки по любому чем старше отец, тем выше шанс стать шизофреником, но в 2019 году было исследование в Израиле (правда на гораздо меньшей популяции), которое показало обратное — что у пожилых родителей, все дети имеют одинаковый риск шизофрении и биполярного расстройства.

Date: 2022-08-31 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Это проверяется сравнением просто позднего отцовства с поздними "первыми детьми". "
Да, авторы статьи это проверяли, и подтвердили генетику.

"и продолжительность совместного сожития до зачатия, и даже была ли беременность желаемой (а по ним тот же профиль кривой от возраста родителей)"
Интересно, поскольку нужно понимать, что у более "примитивных" народов, зачинали как только так сразу, то можно было бы предположить что частота шизофрении в Африке будет гораздо выше чем в Европе. Ну и сто лет назад в Европе частота шизофрении должна была бы быть гораздо выше. Оба этих предположения неверны....

Date: 2022-08-31 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com
В Европе такие исследования проводили? Там, вроде, процент "поздних родителей" довольно высок

Date: 2022-08-31 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
А, кстати, вам попадались исследования, когда их проводили на многодетных родителях - т.е. анализировали заболеваемость для первого, второго... последующего... ребенка одного и того же родителя?
Вот тут, наверно, фактор старения родителя возможно подцепить. А не на многодетных не получится.

Date: 2022-08-31 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
А как учитывали возраст матерей ?
Делили ли детей на выросших с отцами, в разведенных семьях, сирот ?
Чем старше отец, тем больше вероятность, что он не доживет до взрослого возраста детей.

Date: 2022-08-31 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] deadmadcat.livejournal.com
Попадалось исследование влияния возраста отцов на протекание беременности. Поскольку отцовские гены почти на 50 % определяют здоровье не только непосредственно ребенка, но и плаценты и других отбрасываемых при родах запчастей, с возрастом отца вероятность разнообразных осложнений при вынашивании ребенка вполне себе увеличивается.

Date: 2022-08-31 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, конечно, отцовские гены и на плаценту очень сильно влияют, и иммунную реакцию материнского организма могут провоцировать.

Date: 2022-08-31 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, возраст матерей учитывали. Даже выяснили, что большая разница в возрасте между родителями увеличивает (в гораздо меньшей степени, правда) риск психиатрических болезней.

Date: 2022-08-31 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Разные результаты. Исследование, на которое я ссылаюсь показало, что каждый следующий ребенок имеет более высокий шанс, а исследование на которое ссылается уважаемый комментатор — наоборот.

Date: 2022-08-31 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] snormer.livejournal.com
Было несколько популяционных исследований, где смотрели структуру семьи как фактор риска, в частности порядок рождения. Заметно (50%) повышенный риск для первого рождённого ребёнка, а вот для последующих по-моему никакого значимого эффекта не находили, в том числе и от кол-ва братьев-сестёр. Но там такие выборки, что можно и не увидеть ничего. В этом смысле китайцы с их миллионами, конечно, поражают.

Date: 2022-08-31 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Вы про это? "Автоимунные, вроде, специально искали и не нашли."

Очень убедительно :)

Date: 2022-08-31 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
Да, размеры выборок тут, конечно, важны.

Но я имел в виду такой мониторинг, где с самого начала в качестве целевой задачи был бы поставлен не порядок рождения и не число сиблингов, а именно возраст родителей на момент рождения того или иного мониторируемого ребенка, среди именно тех родителей, которые имели несколько последовательных детей. Другое дело, что поди набери большую выборку многодетных, если не у китайцев, — так и у китайцев тоже поди набери, в связи с известной проводившейся до недавнего времени политикой "дна семья — один ребенок". О, у индийцев можно же!
Edited Date: 2022-08-31 12:24 pm (UTC)

Date: 2022-08-31 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] snormer.livejournal.com
Так сразу не помню, поискал. Было, смотрели датскую выборку именно в разрезе влияния возраста отца в многодетных семьях. Там получилось, что значимым является только возраст отца на момент зачатия первого ребёнка, а для последующих детей в многодетных семьях возраст не важен. Т.е. гены, врождённое.
Edited Date: 2022-08-31 08:23 pm (UTC)

Date: 2022-08-31 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] snormer.livejournal.com
Всё так. Либо там всё это счастье маскировалось высокой детской смертностью: если уж какие выживают — те до старости живут...
Edited Date: 2022-08-31 08:30 pm (UTC)

Date: 2022-08-31 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] snormer.livejournal.com
Проблема с эпигенетикой только одна: на текущем уровне развития теории и анализа фиг чего докажешь. Даже точные закономерности наследования меток толком не известны, а там кроме метилирования ещё куча возможных механизмов, вплоть до прямого влияния материнских мрнк.

Пока это "магия".

Date: 2022-09-01 03:35 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Но шизофрения то проявляется обычно уже в достаточно зрелом возрасте. Тут детская смертность "не поможет"

Date: 2022-09-01 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
Ну тоже кое-что, спасибо!

Date: 2022-09-01 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com
Насколько я в курсе, в среднем весьма активно. "Гений - это прежде всего умственная энергия". Она сочетается обычно и с физической, с повышенной эмоциональностью - а значит и с повышенной ебливостью.
Часто - с огромной харизмой - а тогда женщины просто на шею вешаются. Цезарь был "муж всех жён, жена всех мужей". У Пушкина, Тостого, Высоцкого, Моцарта, Баха - куча детей.
Великий математик Шафаревич был великим ёбарем - пока не заболел ПГМ.

Date: 2022-09-01 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com
Ломброзо дурак. Т е то, что он написал годится только в мусор. Ссылаться на это неприлично.

Date: 2022-09-02 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, Вы правы!

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 08:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios