marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      Я убрал предыдущую запись под замок, а вместо нее я вот выложил рассказ Гоголя
Записки сумасшедшего. Он считается самым первым в истории описанием развития шизофрении. Кстати, по нему снят хороший одноименный фильм. Первую половину рассказа занимает описание того что сейчас называется prodromal stage of schizophrenia, когда происходит постепенное ухудшение функционирования человека и проявляются первые симптомы психоза. В рассказе мы очень наглядно видим, как сама логика человека становится все больше и больше подчиненной его желаниям. Он начинает обосновывать то что он хочет. Если он хочет собрать информацию о девушке и он ограничен в возможностях - он начинает подслушивать разговоры собак, а потом и читать их переписку. Чувствуя себя униженным своей низким статусом, он в конце концов доказывает себе что он на самом деле король Испании. Разумеется, сейчас бы герою дали лекарства (если бы он обратился к специалисту), и они бы ему скорее всего помогли.
      Очень важно понимать, что хотя стресс и провоцирует развитие шизофрении (как впрочем и многих других психиатрических заболеваний), он не является их причиной - по всей видимости, предрасположенность к шизофрении возникает или еще в эмбриональной стадии или в младенчестве.
      Очень важно подчеркнуть, что ни шизотипальное ни шизоидное расстройства личности не имеют отношения к prodromal stage of schizophrenia, это самостоятельные расстройства. Вялотекущая шизофрения - это порождение сумрачного гения Снежневского (и Павловской сессии 1950 года), и не более того, она не имеет какого-либо клинического смысла.

Date: 2025-01-31 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] nik-rasov.livejournal.com

У Лу Синя есть хороший рассказ "Записки сумасшедшего".
Я так понимаю, он от Гоголя отталкивался.

Date: 2025-01-31 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2025-01-31 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] deadkittten.livejournal.com

[livejournal.com profile] dpmmax, который психиатр по основной специальности, писал, что раньше шизофрению называли "ранним слабоумием" и "ранней" она перестала быть в основном благодаря современным лекарствам.


Date: 2025-01-31 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] karantin.livejournal.com
Самое первое описание шизофренического бреда у Гоголя и в мировой литературе это "Нос", а не "Записки сумасшедшего". Нос - это чистая шизофрения в ее художественном исполнении, а Записки - это "Шинель" наизнанку, построена по обратным ходам к повести, хотя тоже психоз. Основная идея Петербургских повестей - измененное сознание рассказчика, и как оно влияет на сюжет. Могу дать ссылку на свою работу о Гоголе, если интересно разбираться. На абсолютную истину не претендую.

Date: 2025-01-31 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] karantin.livejournal.com
смею заметить, что история психиатрии и ранние термины представляют интерес, в основном, историкам медицины.

Date: 2025-01-31 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] karantin.livejournal.com
Я хочу прояснить, что по современным диагностическим критериям для диагноза "шизофрения" нужно сочетание продуктивной симптоматики и как минимум еще и когнитивных нарушений. У Поприщева нет признаков продуктивной симптоматики, а у майора Ковалева — есть. То есть, Поприщеву я диагноз шизофрении сходу бы не поставил, в отличии от Ковалева, хотя они бы оба у меня поехали из моего кабинета в приемное отделение психиатрии. Может быть даже, в одной машине, но с разными направительными диагнозами.

Date: 2025-01-31 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] karantin.livejournal.com
Никому не запрещено считать себя властителем Вселенной, к слову, ну или Королем Испании. Для шизофрении этого недостаточно. Вот если чел одновременно видит на своей голове корону, и непоколебимо уверен, что она там есть, вот тогда да. Майор Ковалев был уверен, что его нос существует отдельно от него и даже пытался наладить с ним диалог. Добро пожаловать в наше уютное психиатрическое отделение! А вот Поприщев не видел никаких королевских регалий вокруг, и не слышал приветственных голосов августейшей особы. Его диагноз висит в воздухе.

Date: 2025-01-31 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mmnt.livejournal.com

Немного оффтопом, но не совсем. Если не видели эту книгу, скачайте хотя бы фрагмент. Мне кажется, это будет интересно и вам и вашей Наташе.

Date: 2025-01-31 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2025-01-31 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC1121915/ (https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC1121915/)

Date: 2025-01-31 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC1121915/ (https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC1121915/)

Date: 2025-01-31 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] karantin.livejournal.com
В статье используются несколько размытые критерии диагноза, причем без организованное поведение упоминается как ключевой признак, хотя он не специфичен для шизофрении. При биполярном расстройстве или ОКР этот симптом тоже есть, но для диагноза ш. этого недостаточно. Где у Поприщева галлюцинации — позитивная симптоматика? Статья довольно поверхностная — насчёт Поприщева можно спорить, а майор Ковалев — случай бесспорный, хотя автор пишет именно о Поприщеве — вот так ему захотелось.

Date: 2025-02-01 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Вы хотите сказать, что у Ковалева была галлюцинация что у него не было носа?


Поприщеа же слышит разговоры собак и читает переиску — вот галюцинации.

Date: 2025-02-01 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] zarathustra66.livejournal.com
Вот оно что, оказывается!
Никогда бы не подумал. Воспринимал это как фантастику. Значит, сбежавший нос не фантазия автора, а реальный бред?

Date: 2025-02-01 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] karantin.livejournal.com
Да, в моем понимании, по крайней мере. Нос — описание того, как больной шизофренией воспринимает действительность. Тема всех Петербургских Повестей — рассказчик с измененным сознанием. Там рассматривается алкогольное опьянение и сон (Коляска), гипноз (Портрет), внушение (Портрет, вторая часть), наркомания на опиоидах (Невский проспект), шизофрения (Нос), делирий неясной этиологии (Записки с.). Отдельно стоят Шинель и Рим. В этих повестях рассказчик работает против сознания читателя. Шинель использует прием создания ложного художественного образа по стереотипам, а Рим — это пересказ фабулы Евгения Онегина, которую читатель не узнает. Я написал комментарии к Шинели и Петербургским повестям много лет тому назад. Ссылки на мои статьи можно получить у меня на странице ЖЖ вверху, статьи лежат в Самиздате пока, руки не доходят опубликовать.

Date: 2025-02-01 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

" Могу дать ссылку на свою работу о Гоголе, если интересно разбираться. "


Да, дайте пожалуйста. в предыдущем моем комменте эта фраза потерялась, а я жду :))

Date: 2025-02-01 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] zarathustra66.livejournal.com
Спасибо, почитаю на досуге

Date: 2025-02-01 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] karantin.livejournal.com
Да, действительно, у Поприщева была позитивная симптоматика. Я подзабыл текст. То есть да, шизофрения. Но акцент в Записках на делирий, а в Носе — на галлюцинации Ковалева, его носе. В целом, Гоголь представил художественно достоверное изображение психической болезни в обеих случаях. У Ковалева можно подозревать наряду с психозом и галлюцинациями ещё и диссоциативное расстройство F44.

Date: 2025-02-01 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com

>она не имеет какого-либо клинического смысла


почему?

Date: 2025-02-01 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

https://en.wikipedia.org/wiki/Andrei_Snezhnevsky (https://en.wikipedia.org/wiki/Andrei_Snezhnevsky)

Date: 2025-02-01 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com

и что эта ссылка должна подсказать?



ПС я со Снежневским был лично знаком, по работе

Date: 2025-02-01 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Э.... Вы были коллегами?

Date: 2025-02-01 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com

нет. он был старенький и директор Центра психического здоровья. а я работал в одном из входящих в центр не клинических институтов. но так получилось, что пересекались

Date: 2025-02-01 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну скажем так, насколько я знаю, нигде за пределами соц.лагеря, идея вялотекущей шизофрении поддержана не была. :))

Date: 2025-02-01 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com

ну и что? вот мы сейчас живем в эпоху гендерного сумасшествия, которое то признается то отменяется в разных частях земного шара



я не имею собственного мнения о вялотекущей шизофрении, это слишком далекая тема от моей профессиональной компетенции. но какие аргументы против? ну, кроме того что диагноз использовали для заточения диссидентов в ГУЛАГ

Date: 2025-02-01 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"которое то признается то отменяется в разных частях земного шара"


Но это же политические а не научные вопросы.


"это слишком далекая тема от моей профессиональной компетенции."


И от моей. Но Вы можете просто посмотреть что по этому поводу публиковалось за пределами соц.лагеря.

Date: 2025-02-01 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com

я верю своим глазам. Снежневский был очень хороший врач, вот просто как врач. к нему по блату водили больных родственников на прием, что бы он их посмотрел и что то посоветовал. причем не мандариновые бароны из Абхазии водили(эти наверное тоже), а другие академики и прочая московская культурная элита. это видел своими глазами


из чего я делаю наивный вывод, что уж совсем какую то чушь и ересь он не мог выдумать. но самостоятельно анализировать не буду. как уже говорил -- тема за пределами моей компетенции

Date: 2025-02-01 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Исходя из того, что у несколько диагностированных им человек заболеваний потом не нашли....

Date: 2025-02-01 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com

про те случаи с известными диссидентами, о которых я знаю, ситуация была несколько иной. при использовании западных критериев и методов диагностики они не попадали в больные, юридически. это не опровержение первоначального диагноза, это расхождение в аксиоматике


я специально упомянул выше современные гендерной идентичности скандалы. если восмилетняя девочка говорит, что она мальчик -- это что? и как общественные институты должны к такому относиться?



насколько я понимаю, есть принципиальная разница между психиатрией и гинекологией. слегка беременной быть нельзя, а слегка сумасшедшим вполне возможно

Date: 2025-02-01 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"если восмилетняя девочка говорит, что она мальчик -- это что?"


Это скорее всего воздействие ее культуры, а не психиатрия.

Date: 2025-02-01 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com

откуда бы у восьмилетнего ребенка собственная индивидуальная культура. это результат травматического взаимодействия конкретного индивидуума с нашей всех общей культурой. считать ли такую травму болезнью или частью нормы -- полный произвол и волюнтаризм

Date: 2025-02-01 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"собственная индивидуальная культура"


Почему индивидуальная? Это общая культура прогрессивной части населения. Майнстрим, так сказать.

Date: 2025-02-01 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com

какая ж она культура, одного маразматика на другого идиота в Белом доме поменяли и все гендерные заботы немедленно тоже сменились на 180 градусов



ПС я очень сомневаюсь, что когда либо существовала единая мейнстримная точка зрения на трансгендерность неполовозрелых детей

Date: 2025-02-01 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"все гендерные заботы немедленно тоже сменились на 180 градусов"


Я думаю, в среде прогрессивных они не поменялись.

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 09:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios