marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
Вот интересный вопрос: С одной стороны, чтение книг раскрывает новые горизонты, показывает к чему стремится. А с другой стороны - человек может уйти целиком в них, так как их идеальный мир гораздо лучше реального.
Вот как взять хорошее, не взяв плохое? Это как с опиоидными болеутоляющими - они и боль снимают, но могут и вызвать привыкание.



UPD [livejournal.com profile] frezzi_grant полагает что главное в том, что мир книг иной, отличный от реальности, с иными представлениями о добре, зле, смысле жизни и тд. и в реальности эти лживые представления потом здорово мешают.
UPDD Наташа полагает что художественая литература как минимум приоткрывают завесу внутреннего мира других людей, показывает, как люди могут чувствовать.
UPDDD [livejournal.com profile] fefo4ka11 полагает что как применять знания, почерпанные из книг - другой вопрос. Кто-то и из инструкции к пылесосу ничего полезного почерпнуть не сможет.

Date: 2019-03-30 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] innokentyk.livejournal.com
Дык этот вопрос даже соцреализм не решил ;)

Date: 2019-03-30 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Так соцреализм показывал как надо жить и за что и как нужно благодорить начальство :)

Date: 2019-03-30 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] innokentyk.livejournal.com
Излишне жёлчно ИМХО. Сильно учили любить начальство Шолохов, Тынянов или Паустовский? А в "Капитальном ремонте" Соболева или в Соловьёвском Ходже Насреддине были такие пассажи на предмет, что неясно, как их издавали-то. В СССР хватало вполне себе литературы ;) Но вот Ваш вопрос она так и не решила...

Date: 2019-03-31 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Так из устава:
Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.
А вот как Синявский пишет о соцреализме:
К заглавию своей оды «Великому Боярину и воеводе Решемыслу» старик Державин однажды приписал: «Или изображение, каковым быть вельможе должно». Такой же подзаголовок следует прибавить к искусству социалистического реализма: оно изображает, каковым быть миру и человеку должно.
Просто не все (Тынянов, например) писали в рамках соцреализма, по видимому.
Edited Date: 2019-03-31 04:24 am (UTC)

Date: 2019-03-30 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com
Разве ж это только с книгами так?

Date: 2019-03-30 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Нет, конечно! Но с книгами очень наглядно.

Date: 2019-03-30 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com
Меня книги наоборот, научили общаться с людьми. Более-мене.)

Date: 2019-03-30 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да?? Какие именно?

Date: 2019-03-30 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com
Толкин, "Властелин колец")

Более того, эта трилогия определила всю мою дальнейшую жизнь!
Edited Date: 2019-03-30 02:35 pm (UTC)

Date: 2019-03-30 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
в fiction книгах нет ничего полезного. точка.

Date: 2019-03-30 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
А стремление к чему-то? Я имею в виду Стругацких например.

Date: 2019-03-30 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
эскапизм по моему чистый. К чему стремление? Как вы представляете себе человека который сделал что-то ценное после чтения Стругацких?

Date: 2019-03-30 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну например пойдет в науку, прочитав Понедельник.

Date: 2019-03-30 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
в понедельнике волшебство а не наука

Date: 2019-03-31 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Мне кажется, там волшебство представлено как природное явление.

Date: 2019-03-30 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] ramine-rds.livejournal.com
А с другой стороны - человек может уйти целиком в них, так как их идеальный мир гораздо лучше реального.
И что в этом плохого? Для самого человека, конечно - политиков, глав церкви и полководцев мы, разумеется, не рассматриваем))

Date: 2019-03-30 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Так если удастся полностью уйти вних - то все нормально. Но а если у человека нет наследства из нескольких миллионов? И ему придется контактировать с реальностью?

Date: 2019-03-30 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] ramine-rds.livejournal.com
Очень просто; как умудрялись это делать толкинисты во времена раннего Нескучника (лет 25 назад), как это делали до них внутренние эмигранты СССР, и как это вообще делали во все времена люди и нелюди, увлеченные чем-то не слишком материальным. Как это делают сейчас, на крайний пример, увлеченные какой-нибудь онлайн-игрой. Тут все зависит от приоритетов.
В обсуждаемых случаях окружающая "реальность" для всех этих эскапистов - просто такое место, где они зарабатывают деньги на жизнь; таким способом, который не требует особенных времязатрат. Ибо миллионы для них совершенно излишни. Миллионы, знаете ли, обычно требуют очень много и сил, и внимания.)).

Date: 2019-03-30 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Кстати, ты думаешь, что толкиенистам это не надоедает, в конце концов (я именно не про развлечение разв месяц, а по серьезному)? Ну то есть, может человек. увлекшись этим в 18 лет, этим же ив 50 развлекаться?.
Я не про игры, там просто зависимость может развится.

Date: 2019-03-30 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ramine-rds.livejournal.com
Вероятно вы - к своим годам - уже знаете, что все люди разные; что в то или иное сообщество, субкультуру, церковь, клуб или секцию приходят по очень разным причинам. Но даже те, кому на момент вступления казалось, что они, говоря словами Левы Кассиля, обрели "новую игру на всю жизнь" - все они тоже, разумеется, не одинаковы. Есть те, кто со временем уходит и бросает; есть те, кто остается до конца текущей жизни.
Все мы - разные.

Я не про игры, там просто зависимость может развится.
Как интересно))). Вы любую увлеченность назовете зависимостью? Если нет, то как вы отличаете зависимость от онлайна, от, например, просто любви? К кому-то? Или к чем-то?

Date: 2019-03-30 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Вы любую увлеченность назовете зависимостью?"
Нет разумеется. Существуют очень четкие критерии зависимости. Вы можете посмотреть в DSM 5, например. Абсолютное большинство людей играющие в компьютерные игры (как и тех кто пьет кофе, например) не являются зависимыми.

Date: 2019-03-30 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ramine-rds.livejournal.com
Вы можете посмотреть в DSM 5, например
Если найду, где скачать, посмотрю обязательно.

Абсолютное большинство людей играющие в компьютерные игры (как и тех кто пьет кофе, например) не являются зависимыми.
Приятно это услышать. Хотя, признаюсь, если бы я и считалась зависимой от чего-либо, не запрещенного пока что законодательством, меня бы это не огорчило.

Date: 2019-03-30 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
https://psychiatryonline.org/pb-assets/dsm/update/DSM5Update_October2017.pdf (https://psychiatryonline.org/pb-assets/dsm/update/DSM5Update_October2017.pdf)

" Хотя, признаюсь, если бы я и считалась зависимой от чего-либо, не запрещенного пока что законодательством, меня бы это не огорчило."
Меня бы огорчило. Это же часть личности, над которой человек контроля не имеет.

Date: 2019-03-30 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ramine-rds.livejournal.com
Тут вопрос, кому которое мнение важнее - его собственное, или мнение людей совершенно посторонних))
Даю подсказку: ключевым словом в моей фразе было "считалась ";)

Date: 2019-03-30 03:16 pm (UTC)

Date: 2019-03-30 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] chipsem.livejournal.com

Есть ещё одна сторона. Книги могут выступать - и выступают - в качестве своеобразной "жвачки для глаз", как способ легко и ненапряжно провести время. Все эти бесконечные Донцовы, Акунины и прочие Беляевы.


Это настолько огромная "сторона", что даже странно, как её умудряются не замечать.

Date: 2019-03-30 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Книги могут выступать - и выступают - в качестве своеобразной "жвачки для глаз", как способ легко и ненапряжно провести время."
Полностью согласен. У книг много функций. Но мы же не про Донцову.

Date: 2019-03-30 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
Так уходили бы в книги целиком и слава богу, туда и дорога, но нет же...ведь живут по книгам, ни мыслей собственных ни открытий, пусть уже и давно открытых. Не человек, а ходячий цитатник. Тоска.

Date: 2019-03-30 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Вот согласен, тоже таких индивидуумов встречал. :(

Date: 2019-03-30 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
Эта тема, кстати, интересно затронута в фильме "Лав сонг фо Бобби Лонг" (Любовная лихорадка в русском прокаете)...

Date: 2019-03-31 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Спасибо, посмотрю

Date: 2019-03-30 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
дело не в привыкании (напр, я годам к тридцати практически перестала читать худ.лит. неинтересно), а в том, что книги учат не тому, что есть в реальной жизни. и человек, наученный жить по книгам, к реальности не приспособлен. на выходе получается этакий социопат потом.
своего ребенка читать не планирую приучать. для адаптации в социуме вполне достаточно школьной программы в кратком пересказе.

Date: 2019-03-30 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну то что книги не учат жизни в социуме - это на 100 процентов согласен. Но они рисуют иной, более прекрасный мир. Вопрос, конечно, что с этим миром делать....

Date: 2019-03-30 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
я бы не сказала, что книжный мир прекрасный. это от книг зависит. главное, что он иной, отличный от реальности, с иными представлениями о добре, зле, смысле жизни и тд. и в реальности эти лживые представления потом здорово мешают

Date: 2019-03-30 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Добавлю в пост.

Date: 2019-03-30 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ramine-rds.livejournal.com
Они учат совсем другому. И если бы они (а до них - просто сказки) этому другому не учили, люди бы по-прежнему жили в пещерах, считали бы людей из соседней пещерой не людьми, а дичью... и так далее.

Те, кто утверждали, что рабы - тоже люди, были совершенно "не приспособлены к социуму". Те, кто верили, что Израиль будет вновь на карте - кстати, тоже. Иначе бы и те, и другие занимались бы чем-то более безопасным или приносящим те самые миллионы.

Если найдете время, а главное - заинтересуетесь, почитайте книгу Шарова "Волшебники приходят к людям". Не то чтобы там было строго по обсуждаемой теме... но - почитайте. Попробуйте. Шаров знает, о чем пишет - у него прекрасные сказки (http://raminae.diary.ru/p48810067.htm).
Edited Date: 2019-03-30 01:33 pm (UTC)

Date: 2019-03-30 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"считали бы людей из соседней пещерой не людьми, а дичью..."
Так это ж религиозные запреты.


Date: 2019-03-30 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ramine-rds.livejournal.com
В любом случае это я образно. Но суть,я полагаю, вы уловили)).

Date: 2019-03-30 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] antares68.livejournal.com
Да, эта картинка всегда казалась наркоманской.

Date: 2019-03-30 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
:))
Но лучше книги чем героин :)

Date: 2019-03-30 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] antares68.livejournal.com
Да, с этим трудно не согласиться. Но все равно картинка жуткая.

Date: 2019-03-31 03:14 am (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Я согласна с Наташей, худ. лит. позволяет тебе посмотреть на мир под иным, чем собственный, углом. Я даже разразилась постом, вместо комментария: https://mint-lavender.livejournal.com/62642.html

Date: 2019-03-31 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] fefo4ka11.livejournal.com

Согласна с Наташей - книги дают возможность посмотреть на жизнь со стороны. Например, показывают, что стоит за поступками и словами, дают понять, что человек более глубок, нежели это может показаться на первый взгляд. И в юном возрасте это знание важно, потому что ещё отсутствует опыт.

Опять же книги разные бывают, могут и какую-нибудь ерунду привить. Вот потому я и люблю классику - она современна. Перечитывание Достоевского показало, что нет ничего нового под солнцем.

А как применять знания, почерпанные из книг - другой вопрос. Кто-то и из инструкции к пылесосу ничего полезного почерпнуть не сможет.

Date: 2019-04-01 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Перечитывание Достоевского показало, что нет ничего нового под солнцем."
Мне тоже Достоевский нравится, кстати :)

"А как применять знания, почерпанные из книг - другой вопрос. Кто-то и из инструкции к пылесосу ничего полезного почерпнуть не сможет."
Добавлю в пост

Date: 2019-04-01 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
прочитала upd Наташи.
не встречала людей, которые бы чувствовали, как герои худ. произведений. такие реально существуют или это допущение?

Date: 2019-04-02 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну смотри, герои Достоевского, например - Неточка Незванова, Бедные люди, Бесы....

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 06:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios