marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      В комментарии к моему посту https://marigranula.livejournal.com/299302.html, где я сравнивал иллюзии с костылями, помогающим нам идти по жизни, [livejournal.com profile] stesha4ka написала "Оборачиваюсь и понимаю, что у меня никогда не было этих костылей. Может быть, я и ползла когда-то по пластунски, но костылей иллюзий у меня не было."
      И так, что лучше для человека, ползти по пластунски или идти на костылях? [livejournal.com profile] old_grumbler в комментариях к тому же посту написал "[К]ому-то иллюзии помогают, а кому-то мешают... Люди вообще бывают очень разные"
      Я вот собственно приведу два примера: В юности у многих людей начинаются череда успехов, и кажется, что это движение вверх будет перманентным. Кажется, что за первой статьей в студенческом вестнике последуют статьи в Nature, за походами в Карелию - экспедиции в Бразилию и Папуа-новую Гвинею, а за купленным мотороллером - мерседес. Это конечно мечты, но и стимул к движению вперед. Но этого непрерывного движения не происходит - во взрослой жизни, у большинства движение вверх затормаживается, пирамида ведь ссужается кверху. И соответственно, люди вынужденны адаптироваться к новым условиям, несовпадению мечтаний и реальности.
      Говоря о костылях, я имел ввиду какие то модификации реальности, веру во что-то не совсем реальное. Не важно, будет ли это обесценивание каких-то элементов реальности (это все, дескать, мещанство) или порождение иллюзорных надежд на что-то (вплоть до надежды выиграть в лото миллион и изменить свою жизнь в то русло какое хотелось).
      То же самое может происходить у многих и в личной жизни - вот вложила девушка в отношения очень много сил, а они распались. И вот она или ждет принца, прибывая в иллюзии что он прескачет, как награда за ожидания, или заводит собак, потому что они лучше людей. Я сразу хочу сказать. что девушка которая не заинтересованна в отношениях и любит собак - скорее всего будет и правда счастлива. Я говорю именно о девушке, для которой собака - это тот самый костыль, заменяющий отношения с мужчиной.
      Проблема всех этих, как и многих других, примеров в том, что иллюзия, на мой взгляд, требует все больше и больше сил на их поддержание.
      Поэтому, если говорить в перспективе, и мы не касаемся очень специфической ситуации (например Козырев занимался в лагере астрономией, которая и была для него тем самым костылем - но его когда его выпустили, он и продолжил астрономией же заниматься), то ползти лучше, чем идти с костылем.
      Я придумал вот еще такую аналогию: Иллюзии полезны, когда они подобны мосту через речку, они дают возможность через речку переправится и идти дальше. Проблемы будут, если пытаться построить от горы мост, что бы с этой горы не спускаться. Когда-нибудь, кончатся материалы для этого моста в бесконечность...

UPD [livejournal.com profile] coola полагает, что "материалы кончатся у всех, но в иллюзиях жить приятнее!и это серьезная причина все-таки от них не отказываться особенно если ради них ты уже отказался от реальности )"

Date: 2019-08-10 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] coola.livejournal.com
материалы кончатся у всех, но в иллюзиях жить приятнее!
и это серьезная причина все-таки от них не отказываться
особенно если ради них ты уже отказался от реальности )

Date: 2019-08-10 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Добавлю в пост.

Date: 2019-08-10 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Насколько я понимаю, у нас у всех есть "встроенная" (эволюционно отобранная) тенденция преувеличивать свои шансы и способности, с одной стороны, и преуменьшать трудности, с другой. Если бы ее не было, мы бы не смогли решиться даже на то, чтобы перейти улицу :)

Date: 2019-08-10 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
"иллюзия, на мой взгляд, требует все больше и больше сил на их поддержание."

А. П. Чехов раскрывал тему как минимум в 3-х пьесах :)

Date: 2019-08-10 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да? Интересно! А в каких?

Date: 2019-08-10 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Мне не кажется, что иллюзии - это костыли, по-моему, это и есть реальность, просто потому, что в голой реальности, как в пустой комнате, жить можно, но не интересно, а иллюзия это обои и лампы и пуфики и столики, словом все то, чем мы украшаем нашу комнату. Т.е. да, это про приятно, но и про только так и можно, иначе тоска.

Date: 2019-08-10 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] sumisokomashiro.livejournal.com

главная иллюзия - религия.

Date: 2019-08-10 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Согласен!

Date: 2019-08-10 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Вот у меня такое же ощущение. Большинство людей считают, что они относятся к самой умной, смелой, и т.д. половине.
А чем руководствуются люди, которые практически лезут под машины - я не понимаю.... Наверное, они как-то мысли блокируют. Зачем, интересно? Или фаталисты - бог не выдаст - свинья не съест, того, кому предсказано быть повешенным - и молния не убьет, и т.д.

Date: 2019-08-10 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] stesha4ka.livejournal.com
У кого какая натура, как мне кажется. Кому-то вера в чудо придаёт силы. Человек пережидает и выкарабкивается. А кому-то ощущение реальности. Вступил в борозду и пашешь, пока не выгребешь. :)

Date: 2019-08-10 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] stesha4ka.livejournal.com
Про мост хорошая аллегория, да. Который через реку.
Edited Date: 2019-08-10 05:47 pm (UTC)

Date: 2019-08-10 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Да хоть известная триада Чайка-Три Сестры-Вишневый Сад.
Edited Date: 2019-08-10 05:59 pm (UTC)

Date: 2019-08-10 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, Вы правы :))

Date: 2019-08-10 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Вот-вот
И, пока над нами
Голубое пламя
Неизвестной, нас хранящей звезды, -
Будет, как и прежде,
Сердце греть надежда,
Унося нас далеко от беды.

Date: 2019-08-10 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2019-08-10 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
То, про что Вы говорите, мне не кажутся иллюзиями.
Когда я хожу между развалинами, и представляю себе как это было 3000 лет назад -это же не иллюзии. Я действительно раскрашиваю жизнь красками которые живут только в моем воображении, но это не иллюзии.

Date: 2019-08-10 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Т.е. Вы понимаете иллюзии как самообман? Тогда это не костыли, а розовые очки.

Date: 2019-08-10 07:35 pm (UTC)

Date: 2019-08-10 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Это не обязательно розовые очки. Для героини утверждающей что собака лучше мужа или для героя утверждающего что общение с противоположным полом противопоказанно поэтам - это совсем не розовые очки. Но это костыли, дающие им возможность идти по жизни не переживая из-за отсутствия партнера.

Date: 2019-08-10 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
На мой взгляд, если женщина мечтает о муже, то собака хоть и костыль, но не иллюзия. Она же понимает разницу, но пока готова довольствоваться тем, что есть.

Date: 2019-08-10 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Собака собаке рознь :))
Я лично знаю девушку, которая утверждает, что собаки лучше людей, потому что они любят по настоящему и никогда не бросят.
То есть, она использует собаку не только как surrogate, но и как оправдание своей ситуации.
Когда девушка говорит "у меня нет парня, но хочу что бы дома был кто-то кто встречает меня - заведу ка я собаку и буду ждать встречи с подходящим мужчиной" - это одно. А если она говорит "нафига мне мужчина, моя собака лучше"- это уже иллюзия. И она будет вынуждена заизолироваться от окружающего мира,что бы не слышать, как ее подруги рассказывают о том, какой крутой секс у них был с мужем, как муж поменял лампочку или приготовил суп, и т.д. - все то, что собака дать не в состоянии.

Date: 2019-08-11 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] amazonkal.livejournal.com
Может все же лучше не иллюзии, а цели и их достижение?..

Date: 2019-08-11 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну бывают иллюзорные цели. На мой взгляд, неиллюзорные цели понятное дело лучше.

Date: 2019-08-11 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
"Я лично знаю девушку, которая утверждает, что собаки лучше людей, потому что они любят по настоящему и никогда не бросят" -очень странная логика. Чем же это лучше? Собаки любят совершенно безоценочно, они с тем же успехом могли бы любить любого другого, кто бы им попался на ее месте. Это я так, мысли в слух.

Поняла Вашу мысль, да, может быть иллюзия.

Date: 2019-08-11 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] amazonkal.livejournal.com
Интересно, из за чего бывают иллюзорные цели? От незнания, от переоценки собственных сил?..

Date: 2019-08-11 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Мне кажется, что бы себя оправдать. Либо свои действия (или бездействия) или что бы спасти свой статус в своих глазах. Человек живет бедно, но это ему не важно - он ведь строит коммунизм. Или иммигрант неудачно устроился в Израиле - и он переходит в религию, которая утверждает, что это очень круто - жить в Израиле.

Date: 2019-08-11 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] amazonkal.livejournal.com
Но ведь и правда круто)

Date: 2019-08-11 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну да, эта иллюзия спасает девушку от понимания несовпадения мечт о принце с реальностью.

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 07:58 pm
Powered by Dreamwidth Studios