marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      Мне кажется, что исследования религии страдают от отсутствия четких определений и от явного отсутствия интереса у большинства исследователей к собственно мотивации к религиозному поведению. В религию записывают все, что как-то напоминает то, что исследователю кажется религией. Зачастую смешивают и специфические для религии и неспецифические мотивации в одно общее. Например, чувство принадлежности - явно неспецифическая причина быть религиозным - ведь можно принадлежать с тем же успехом, и с меньшими затратами, к клубу футбольных болельщиков, например.
      Я придумал такую аналогию: Представим себе, что социологи решили исследовать охоту. Ну есть же такое явление! И вот они исследуют, валя в общую кучу, туземных охотников, охотящихся с копьем ради пропитания, охотников спортсменов с карабинами, которым важен трофей, браконьеров с петлями и капканами, и егерей отстреливающих медведей-шатунов. Они все охотники, но ведь мотивации у них у всех разные, включенность в охоту разные, финансовое положение разное.... Между ними разницы гораздо больше чем общего.
      А тут еще вспомним людей уверенных в том, что существуют гражданские религии. Ну, это вроде как записать в охотники наемных убийц и команду противолодочных кораблей. В конце концов, они тоже охотятся, одни за своими жертвами, другие за подводными лодками. И представьте себе статью, в которой автор сложил экипажи противолодочных кораблей с количеством браконьеров и туземных охотников, и пришел к выводу, что количество охотников в мире растет. Или например сравнивает доход наемных киллеров с доходом егерей чтобы определить, как охота влияет на благосостояние людей.
      Без всякого самнения, определенная связь между явлениями есть: капитан противолодочного корабля может использовать те модули в мозгу, которые эволюционировали именно для охоты, а успешного киллера научил стрелять его отец, увлекающийся охотой.... Но речь идет об отдельных связях, и не более. Наверное, разумнее сравнивать киллеров с другими уголовниками, а капитанов противолодочных кораблей - с капитанами авианосцев и подлодок, а не с охотниками-спортсменами. И вполне возможно, что охотники-спортсмены ближе к аквалангистам-искателям кладов, чем к туземным охотникам. Тут все-таки мотивация к охоте - это основное.

Date: 2020-05-06 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
В самом деле? А я не вижу разницы, между наемными убийцами и теми, кто, как, скажем Тургенев, охотился не ради выживания и пропитания, а ради спортивного азарта. Так и с религиями, победа любимой команды не обеспечит тебе загробной жизни и всемогущего покровителя в этой, так что нахожу, что у футбола с религией не много общего.

Date: 2020-05-06 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"А я не вижу разницы, между наемными убийцами и теми, кто, как, скажем Тургенев, охотился не ради выживания и пропитания, а ради спортивного азарта. "
Мне кажется, что разница огромная. Наемный убийца работает ради заработка, он рискует гораздо больше, у него другие социальные корни (он - уголовник, а Тургеневский охотник - барин).
У Солженицына есть сравнение Толстого с крестьянином... Тут вообщем-то из той же серии:
отличались так же непереходимо, как пашущий землю граф от мужика-пахаря

Date: 2020-05-06 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Так вот как раз "пашущий землю граф от мужика-пахаря" отличается так же, как охотник-барин от охотника-индейца, а не как наемный убийца от охотника-барина. Словом, я на самом деле все это по теме поста, что в каждом случае столько нюансов, общности, как и отличий, что это все дело вот так умозрительно довольно сложно разобрать. Верит человек, потому что трус, потому что принято, потому что хочет, забыла сколько их там обещали, множество девственниц или выглядеть пристойно в глазах соседей. Я бы допустила, что он хочет всего вместе и сразу, но иногда он хочет одного, а в другой раз другого.

Date: 2020-05-06 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Я бы допустила, что он хочет всего вместе и сразу, но иногда он хочет одного, а в другой раз другого."
Да, причем разные люди по разному, и важность этих желаний у них разная, и вот эти то желания и надо разделять, уж не знаю как....
Это в какой-то мере проесняется, когда люди переходят из одной религии в другую, или становятся верующими из атеистов.

Date: 2020-05-06 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Так, а мне кажется, что это всегда совокупность: она вышла замуж по любви, потому что он был красив и богат, к тому же ей очень хотелось секса и уехать из дому.

Date: 2020-05-06 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну я бы немного переформулировал: она вышла замуж потому что ей был важен статус замужней дамы, она хотела детей, хотела секса, и хотела уехать из дома.
Красота и богатство - это его характеристики, секса она например хотела с красивым.
Вот как разделить эти мотивации - проблема.
Edited Date: 2020-05-06 07:38 pm (UTC)

Date: 2020-05-06 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Ну, а я, с женской точки зрения, не соглашусь. И так, как и о религии, мы будем спорить до бесконечности, пока одному из нас не надоест, потому что тут дело не только в том, что человек сам не знает и заодно сам себе врет, но и вокруг него все врут и не знают, а потому он каждую секунду верит только в то, что сейчас ближе и удобнее.
Edited Date: 2020-05-07 12:04 am (UTC)

Date: 2020-05-07 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
" человек сам не знает и заодно сам себе врет,"
Согласен, поэтому опросы очень часто имеют сомнительную пользу.
Я возлагаю надежду на будущее технологии томографии мозга. Когда можно будет увидеть что человек думает о том или о другом и насколько то или другое ему важно.
Edited Date: 2020-05-07 09:37 am (UTC)

Date: 2020-05-07 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
И выражение "познай себя" обретет новый смысл)).

Date: 2020-05-07 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да!!! Точно :)

Date: 2020-05-07 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Вот вы исследуете исследователей религии... а я тоже чуть было не написал комментарий с анализом на ваш пост, что было бы уже исследованием исследователей исследователей религии!.. Но потом решил, что всё-таки перебор, да.

Date: 2020-05-07 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Я бы с удовольствием прочел, совсем не перебор!

Date: 2020-05-07 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
:)) (смайлик)

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 06:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios