marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
В интересной статье Pre-extinction Demographic Stability and Genomic Signatures of Adaptation in the Woolly Rhinoceros рассматривается процесс вымирания шерстистых носорогов. Авторы показали, что в первые 13000 лет сосуществования человека и шерстистого носорога, популяция носорога была стабильной, и начала падать только 18000 лет назад, причем носороги вымерли в течении 4000 лет. Поскольку это вымирание совпало с потеплением, то авторы указывают на то, что изменения климата, а не охота, были причиной вымирания шерситого носорога. Проблема с этим объяснением, однако, в том, что что это потепление не было первым за время существования шерстистого носорога, и носороги эти более ранние потепления пережили. Так что мне кажется вероятным, что потепление вызвало скачок популяции человека, и больше людей и истребили носорогов.

Date: 2020-08-13 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] zverjaka.livejournal.com
А зачем люди их истребили? Для добычи мяса и шкур - нерентабельно, мне кажется, слишком крупный и опасный зверь.

Date: 2020-08-13 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну мясо заморозить наверное можно было....
Шкура опять таки, хороша чтобы вигвамы строить.

Date: 2020-08-13 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] zverjaka.livejournal.com
Понятно, что мясо и шкура нужны, но за них можно слишком дорого заплатить. Даже современный носорог - зверь агрессивный и опасный, его шкуру пробить очень сложно. А этот еще и шерстистый! Сомневаюсь я, что древние люди специально на них охотились.

Date: 2020-08-13 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Проблема с вымиранием - вымерли ведь ещё и мамонты, и мастодонты, и гигантские ленивцы приблизительно в то же время. То что даже более примитивный Homo Erectus на слонов охотился говорит о том, что эта задача была в принципе выполнима.

Date: 2020-08-13 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] zverjaka.livejournal.com
Все-таки людей не так много. Каждая травма - это -1 охотник, +1 иждивенец, а еды и так на грани. Кажется, что проще всякими кроликами питаться
(и тут я подумала про китайцев и летучих мышей...)

Date: 2020-08-13 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
В https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0305440313001957?via%3Dihub (https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0305440313001957?via%3Dihub) продемонстрированна охота на мамонтов, но авторы пологают, что охота на мамонтов была редкой. Да, и в Африке слоны не являлись важной добычей для негров.
Вся проблема в том, что на островах где не было людей, мамонты вымерли гораздо позже чем на материке.
То есть, вроде как нет людей - есть мамонты....
И да, четко известно что хотя бы часть костей для вигвамов собиралась , а не добывалась - у них разница в возрасте огромная.

Date: 2020-08-13 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] zverjaka.livejournal.com
Может, люди как-то запускали изменения, от которых вымерли крупные звери? Съесть всю траву они вряд ли могли. А вот выжечь?

Date: 2020-08-13 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Тундростепи фига сожжешь - мокро там все.
Да и сильные пожары бы заметили при раскопках.
(deleted comment)

Date: 2020-08-13 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Не, ну там были кроме кроликов олени, лоси, бизоны - много всего.

Date: 2020-08-13 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] ymarkov.livejournal.com
Во-во. Другие виды, сожрав всю любимую еду, тупо вымирают – а человек просто переключается на другую диету.

Date: 2020-08-13 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] zverjaka.livejournal.com
Вроде люди изначально не хищники, а падальщики?

Date: 2020-08-13 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, скорее всего.

Date: 2020-08-14 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] deadmadcat.livejournal.com
Люди временами совсем не практичные и регулярно на ровном месте выдумывают сами себе проблемы на голову. Мясо и шкуры это конечно хорошо, но это не единственные возможные цели охоты. Еще ж всякие ритуальные цели, стремление доказать свою крутость. Всякие инициации, скажем, которые по определению опасны.

Date: 2020-08-14 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, конечно, без всякого сомнения. Но ритуалы у разных племен разные, а вымерло все вконец и подчистую :(.

Date: 2020-08-14 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] zverjaka.livejournal.com
Раз носорог шерстистый, значит, холодно. И для людей это на грани выживания. Ритуалы появляются там, где людей много, а в суровых условиях их мало и каждый на счету. Растить мальчика лет до 12-14, чтобы он погиб во время ритуала - непозволительная роскошь.

Date: 2020-08-13 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ymarkov.livejournal.com
Я видел такое объяснение:

В момент таяния ледника и резкого увлажнения климата расширяются моховые тундры и сокращаются злаковые тундростепи, служащие пастбищем для мамонтовой фауны. Дополнительные неприятности для популяций этих животных создает то, что тундростепной ландшафт оказывается "нарезанным" на "острова": и из теоретической экологии, и из современной практики заповедного дела известно, что для крупных животных несколько мелких резерватов хуже одного крупного (равного им по площади). Вот в этих-то, кризисных, условиях человек мог нанести мамонтовой фауне последний удар: выборочно уничтожая крупных копытных, он значительно ускорил превращение тундростепей в лесные сообщества - а дальше процесс этот пошел неостановимо, с положительной обратной связью, пока не исчез весь этот фаунистический комплекс (хотя часть его сохраняется ныне в фауне тундр и степей). Отметим, что дольше всего мамонт выжил на острове Врангеля (открытый недавно карликовый подвид, около 1,5 м в холке, вымер 5 тыс. лет назад - против 10-12 тыс. лет на континенте), где и поныне широко распространены реликтовые степи.

Date: 2020-08-13 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, есть такая гипотеза, но речь все равно идет о том, что человек должен был значительно сократить популяцию мамонтов и носорогов, что бы они перестали вытаптывать леса.

Date: 2020-08-14 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] abyssal-being.livejournal.com
Воот! С этой идеей я носилась с первых строчек (сопоставив даты) и с удовольствием прочитала ее в конце.
А какой он хорошенький! Я не знала об их существовании.
Мамонты - считается, что тоже люди их перебили?

Date: 2020-08-14 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Есть несколько версий, у меня в комментах они обсуждаются.
Если интересно, вот тут критика [livejournal.com profile] kiowa_mike версии об истреблении мегафауны людьми: https://kiowa-mike.livejournal.com/388670.html (https://kiowa-mike.livejournal.com/388670.html).

Date: 2020-08-14 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] zverjaka.livejournal.com
О! Теперь я поняла, откуда у меня это "где-то я читала". У Кречмара!

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 08:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios