marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      В посте https://marigranula.livejournal.com/445714.html я высказал предположение, что слишком высокий уровень конкуренции между детьми в  семьях с большим количеством детей (которые возникли только после индустриальной революции, и к которым человек не имел возможности эволюционно адаптироваться) может приводить к развитию неадаптивных психологических механизмов которые в более зрелом возрасте приводят к возникновению некоторых расстройств личности.
      В интересной статье Experimental competition induces immediate and lasting effects on the neurogenome in free-living female birds демонстрируется что даже непродолжительное усиление конкуренции между древесными ласточками приводит к значительным изменениям в их мозгу, причем некоторые изменения сохраняются и после прекращения конкуренции. Конечно, трудно сказать, насколько эффект конкуренции на птиц может быть экстраполирован на человека, но тем не менее, интересно...

Date: 2021-03-24 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com
Позволю себе предположить, что к расстройству личности приводит наследственность, а следом развитие медицины, и как следствие уменьшение младенческой смертности.
РАС считалось заболеванием богатых, потому что эти дети в бедной семье не выживали. Почему? Потому что не было присмотра и ухода, а в богатых семьях был, там такие дети выживали. Расстройства личности не могут расти только на почве неадаптивных психологических механизмов, с чего бы вдруг у одних они есть, а у других нет? и те и другие воспитываются в одной семье, значит, дело в том, что кто-то уже поврежден, а кто-то нет.
Психика в норме воспроизводит только то, что она уже видела, этому вас научат на любом факультете психологии, а у гения, который может сделать то, чего не было и его психика этого не видела, всё устроено иначе, и у того, кто вечно будет в лечебнице для душевнобольных тоже все устроено иначе. Гений смог, а другой нет. Это эволюция, норма сохраняет, гении двигают вперед цивилизацию, а у душевнобольных не получилось, им не повезло, так бывает.

Date: 2021-03-25 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"что к расстройству личности приводит наследственность"
Да, очень сильная наследственная компонента в большинстве если не во всех психиатрических расстройствах. Это получается модель диатеза — генетическая уязвимость + какие-то неизвестные факторы из окружающей среды, причем эти факторы новые — иначе бы гены вызывающие уязвимость давно исчезли из-за естественного отбора.

Date: 2021-03-25 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com
Разнообразие. Мне не сформулировать. Когда человек получил сознание, он утерял, что-то из животного, к примеру: перед природными катастрофами животные бегут от того места, где грянет буря или тайфун придет, люди утратили эту способность, но приобрели психику, сложную и необходимую для выживания, эволюции надобно разнообразие психик, чтобы отбирать лучшие способы адаптации, это не будет закрепляться в генах, зачем? мозг и психика вместе с ним бесконечно ищут пути адаптации, самые краткие и самые удачные. Нужно разнообразие.
Смотрите, в популяции есть около 5 % людей, которые могут убить врага и не впадать от этого в отчаяние, это такие люди, с которыми в мирное время сложно, а во время войны от них зависит жизнеспособность подразделения, чем их больше, тем лучше.
Кому нужны гении в количестве 1 штуки на квадратный метр? кто будет их кормить, воплощать их идеи в жизнь? Кому нужна одна норма? Все останется в каменном веке.
Разнообразие. Ласточкины мозги прекрасны, но человек несколько сложнее.
Если бы побывали в поле особых детей, то увидели бы поразительную вещь — индивидуальные программы и обучение для детей с практически одинаковыми диагнозами, чем сложнее, тем индивидуальнее. И здесь мы столкнемся с разнообразием.
Представьте себе дракона, представили? Его голова — это гении, которые двигают вперед весь мир, тело дракона — нормотипичность, сохраняющая это мир, хвост — психопатология, заплатившая душевной болезнью, за возможности других быть гениальными или нормальными, это существует вместе, только так, для меня так.

Date: 2021-03-25 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ymarkov.livejournal.com
Мне не сформулировать.

Почему же? По-моему, хорошо сформулировано.

Date: 2021-03-25 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com
Спасибо! У меня мысли обычно скачут белками по веткам, пока я поймаю одну, другие уже разбежались)))

Date: 2021-03-25 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Так ведь никто не знает, что такое гениальность, нет определения....
Можно предположить, что это склонность зацикливаться на одной какой-то проблеме и все время о ней думать?

Date: 2021-03-25 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com
Пазл. Норма разбирает пазл с рисунком корабля и собирает с рисунком корабля.
Психопатология, берём тех, кто в клинике и вряд ли сможет самостоятельно жить, разобрал, собрать не смог, не понимает, что такое пазл.
Гений разобрал с кораблём, собрал с чем-то, чего ещё не было.
Это необходимое для сохранении популяции распределение.
Иначе все пойдёт не так.
Гениальность, как выход за пределы возможного, обратная сторона медали ужасна. И гении и сумасшедшие плавают в одном океане и иногда на разной, а иногда на одной глубине, только гении могут вынырнуть на поверхность.
У меня идея одна появилась, я подумаю, как коротком написать и напишу.

Date: 2021-03-26 05:41 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Норма разбирает пазл с рисунком корабля и собирает с рисунком корабля.
Психопатология, берём тех, кто в клинике и вряд ли сможет самостоятельно жить, разобрал, собрать не смог, не понимает, что такое пазл.
Гений разобрал с кораблём, собрал с чем-то, чего ещё не было."
Полностью согласен, наверное да, это определение гениальности.

"У меня идея одна появилась, я подумаю, как коротком написать и напишу."
Жду!

Date: 2021-03-26 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com
Я все придумала, напишу большой пост у себя. И комментарий к Вам.

Date: 2021-03-25 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com
Знавал нескольких довольно известных учёных с основательными сдвигами. У них даже запах соответствующий был, у одного, доктора физ-мат наук, вообще... И в психушке регулярно лежал (его КГБ и ЦРУ преследовали). И при этом — умнейшие люди

Date: 2021-03-25 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com
Да, такое бывает, всё бывает, чем выше интеллект, тем лучше прогноз в психиатрии.

Date: 2021-03-25 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Полностью согласен. Насколько я понимаю, при аутисме, например, нарушен ToM, и люди "выезжают" на general intelligence. Разумеется, чем лучше general intelligence, тем лучше человеку удается компенсировать дефекты в ToM.

Date: 2021-03-25 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com
И тут можно попасть пальцем в небо с РАС.
Аутизм, как понятие, ввёл Блейер, как один из четырёх диагностических признаков шизофрении, и если шизофрения несёт в себе нарушения мышления, эмоциональный дефект, и много чего ещё, то аутизм — нарушение соц взаимодействия и стереотипии, каков бы не был интеллект, но если человека не научили взаимодействовать, то интеллекту капец, будет вторичнная умственная отсталость.
С нарушениеями развития всегда так, основной дефицит тащит за собой вторичные и третичные дефициты.
Человек, заболевший шизофренией, имел опыт социального взаимодействия, социализации произошла, мы не берём раннюю детскую шизофрению.
Дети РАС этого не умеют, нет коррекции, потеряем интеллект, и с другой стороны прогноз лучше, если ранняя помощь с 18-24 месяцев жизни, относительно созранный интеллект, речь.
И помощь 20-40 часов в неделю.
Это дорогое и энергозатратное мероприятие. И таблетки тут не помогают, а при психозах помогают.
Разнообразие.

Date: 2021-03-26 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"каков бы не был интеллект, но если человека не научили взаимодействовать, то интеллекту капец, будет вторичнная умственная отсталость.
С нарушениеями развития всегда так, основной дефицит тащит за собой вторичные и третичные дефициты."
Согласен!

"Человек, заболевший шизофренией, имел опыт социального взаимодействия, социализации произошла, мы не берём раннюю детскую шизофрению."
Да, Наташа с этим постоянно сталкивается. Люди, у которых шизофрения наступила поздно или которые хорошо были социализированы — живут зачастую самостоятельно. Кстати, в специальных заведениях непропорционально много "русских" — они хуже, чем родившиеся здесь адаптированы к реальности, и даже при одинаковом уровне болезни, местные живут самостоятельно, а иммигранту уже требуется специальная организация.

Date: 2021-03-25 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] abyssal-being.livejournal.com
У меня нет сомнений, что исследование на ласточках можно переносить на человека, ничто животное нам не чуждо. Но как именно на мозги влияет конкуренция? Убывает альтруизм, растет агрессия, вырабатываются правила сосуществования?

Date: 2021-03-25 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
А вот это то неизвестно еще.

Date: 2021-03-25 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Конкуренция меняет характертер человека, мне кажется, в сторону агрессии,
но пруфов у меня нет.

Date: 2021-03-25 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] master-moose.livejournal.com
Должны развиваться все те качества, которые позволяют одерживать верх в конкурентной борьбе в конкретных обстоятельствах. Если агрессия помогает — будет и агрессия.

Date: 2021-03-25 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Мне тоже так кажется. но и у меня пруфов нет.
А в случае маленьких детей — это привлечение внимания родителей любой ценой.

Date: 2021-03-25 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] master-moose.livejournal.com
А тезис насчёт связи больших семей и индустриальной революции имеет научное подтверждение? Что-то меня сомнения берут на фоне стереотипных представлений.
Вот, взял первую попавшуюся ссылку, научность информации не проверял: https://histrf.ru/biblioteka/b/rossiia-v-xvi-viekie-kak-nachinalas-sovriemiennost
16-й век, семья 7-8 человек, никакой промышленной революции в России в этой время и в помине нет. Или это не считается большой семьёй?

Date: 2021-03-25 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Спасибо, исправил. Краткость, может сестра таланта, но не всегда сестра ясности.
Речь шла не вообще о больших семьях а о семьях с большим количеством детей (люди реально жили большими семьями, несколько поколений вместе, например три покаления, плюс несколько семей братьев-сестер под одной крышей). В таких семьях конкуренция между детьми была низкой — детей как таковых было не много (ну например дед+ бабака+ отец+мать+неженатый брат отца+трое детей = 8 человек).

Date: 2021-03-25 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] master-moose.livejournal.com
А, тогда ясно. Да, если дети "разнесены" по разным поколениям, то конкурировать им особо не за что.

Date: 2021-03-26 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] lashevchenko.livejournal.com
Но известен общий механизм, показанный на самых разных видах животных, — чем выше плотность популяции, тем выше уровень стресса, в том числе при достаточном количестве пищи и прочих ресурсов. Это — один из природных механизмов регуляции численности. Почему человек должен быть исключением?

Но у человека к этому добавляются и социальные вещи. Чем больше детей в семье, тем меньше внимания родители могут уделить каждому из них и тем меньше денег на каждого из них потратить.

Date: 2021-03-26 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, конечно. Я и вижу в борьбе за внимание родителей как главную причину развития проблематичного поведения. То что было более-менее адаптивным в борьбе за внимание родителей в пять лет, перестало быть таким в взрослом возрасте.

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 06:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios