marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
        Одна из героинь Петрушевской, живя в тяжелых условиях и будучи режиссером по образованию, представляет себя наблюдательницей, собирающей материал для какой-то пьесы - это помогает ей не реагировать эмоционально на окружающую действительность. Так легче жить ни во что не вмешиваясь. Хотя нужно заметить, что финал рассказа все равно трагический
А ведь был выход, был: отнестись ко всему как к мимо проходящему, как к театру (как Шекспир), но что-то, видимо, не дало Саше так легко отнестись к своей жизни, что-то помешало не страдать, не плакать. Что-то толкнуло ответить раз и навсегда, покончить с этим.
    Но в любом случае, люди, которые много читают, наверное проще могут представить себя именно такими наблюдателями, переводящими окружающих в разряд литературных героев или прообразов для литературных героев.
В клипе Шнура

проходит цепочка персонажей, униженных и оскорбленных, глушащих себя алкоголем чтобы пережить эти унижения. Но для униженных есть и шанс - посмотреть на унижающих их как на литературных героев или как на прообразы для своей будущей книги. Ну или героев песни или анекдотов, тоже можно. Крикнуть в уме, как Алиса - Ведь вы всего лишь колода карт! Колода карт – ничего больше!
      Не только литература, но и наука может помочь людям эмоционально диссоциироваться от травмирующей реальности - можно представить себя Малиновским живущим среди папуасов.
      Вообщем, чтение книг может помочь человеку научится дистанцироваться эмоционально от травмирующей ситуации, особенно если он может вообразить себя писателем или ученым собирающим материал для романа или диссертации.
UPD [livejournal.com profile] iolandabrys заметила, что она порой представляет себе, что она просто в кино снимается. Артхаусный триллер).
UPDD [livejournal.com profile] nuilena заметила, что она всю жизнь воспринимает, как цепочку сюжетов, а себя героиней чего-то там (кино, книги), но это тем не менее не мешает страдать.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2021-05-20 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Именно так Виктор Франкл выживал в концлагере. Из наблюдения за собой и другими родилась его логотерапия — излечение от депрессии путём обретения смысла жизни.

Любая попытка бороться с психопатологическим воздействием лагеря на заключенного с помощью психотерапевтических или психогигиенических методов должна стремиться дать ему внутреннюю силу, указывая на цель в будущем, чтоб он мог смотреть вперед. Некоторые из заключенных инстинктивно пытаются найти ее сами. Это исключительная особенность человека, который может жить только глядя в будущее - sub specie aeternitatis. И это может его спасти в самые трудные минуты существования, хотя иногда приходится заставлять себя думать об этой задаче.
Вернусь к моему личному опыту. Почти плача от боли (у меня были страшно стерты ноги из-за скверной обуви), я брел в нашей длинной колонне из лагеря к месту работы. Очень холодный и сильный ветер пронизывал нас до костей.Я был занят мыслями о бесконечных проблемах нашей жалкой жизни. Что нам дадут поесть вечером? Если дадут в качестве добавки кусочек колбасы, следует ли обменять его на кусок хлеба? Следует ли отдать последнюю сигарету, которая осталась от премии, полученной месяц назад, за миску супа? Как бы раздобыть кусок проволоки, чтобы заменить обрывок, служивший мне шнурком для ботинок? Успею ли я дойти вовремя, чтоб присоединиться к моей обычной рабочей группе, или мне придется пойти в другую, где бригадиром может оказаться жестокий человек? Как бы установить хорошие отношения с капо, который может помочь получить работу в лагере, чтобы не надо было совершать этот ужасающе длинный ежедневный переход?
Я почувствовал отвращение к такому положению дел, которое вынуждало меня каждый день и каждый час думать только о таких тривиальных вещах. Я заставил свои мысли обратиться к другому предмету. Я увидел себя на кафедре в ярко освещенном, теплом и красивом зале. Передо мной в комфортабельных креслах сидит внимательная публика. Я читаю лекцию о психологии концентрационного лагеря! Все, что давило на меня в этот момент, стало чем-то объективным, рассматриваемое и описываемое с научной точки зрения, отрешенной от переживаний. Этим способом я как-то сумел подняться над ситуацией, над сиюминутными страданиями, и я наблюдал их так, как будто они были уже в прошлом. И я, и мои тревоги и заботы стали предметом интересного психологического научного исследования, проводимого мной самим. Что сказал Спиноза в своей "Этике"? "Affectus, qui passio est, desinit esse passio simulatque eius claram et distinctam formamus ideam." Эмоция, которая является страданием, перестает быть страданием, как только мы создаем ее ясную и точную картину.

http://www.lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt_with-big-pictures.html

Date: 2021-05-20 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] iolandabrys.livejournal.com
Я порой представляю, что это я просто в кино снимаюсь)
Артхаусный триллер)

Date: 2021-05-20 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] master-moose.livejournal.com
Это всё замечательно, но если диссоциироваться от травмирующей реальности, то как с ней взаимодействовать? А травмирует, в той или иной степени, любая реальность. А не взаимодействовать тоже нельзя, тогда никакой жизни.

Date: 2021-05-20 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Спасибо, не знал!
Кстати, У Солженицына есть момент, где университетский преподаватель препадает Костоглотову латынь в лагере, потому что именно в эти минуты он чувствовал себя человеком.

"Если дадут в качестве добавки кусочек колбасы, следует ли обменять его на кусок хлеба?"
Офигеть, в фашистских лагерях колбасу давали....

Date: 2021-05-20 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Добавил в пост.
И да, про такую возможность я не подумал.

Date: 2021-05-20 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Я не говорю, что это самое адаптивное решение. Это возможное решение, лучше, чем на мой взгляд, алкоголь.

Date: 2021-05-20 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Ближе к концу нашего заключения дневной рацион состоял из очень водянистого супа, который давали раз а день, и обычного маленького хлебного рациона. Был еще так называемый "добавочный паек", состоявший из 20 г. маргарина, или ломтика скверной колбасы, или кусочка синтетического меда, или ложки жидкого джема. По калорийности эта диета была абсолютно недостаточной, особенно принимая во внимание нашу тяжелую физическую работу и постоянное пребывание на холоде в неподходящей одежде. Больным, которык были "под особой заботой", то-есть тем, кому было разрешено лежать в бараке вместо того, чтобы выйти из лагеря на работу, было еще хуже.
Когда исчезли последние слои подкожного жира, и мы окончательно стали скелетами, обтянутыми кожей и лохмотьями, наши тела начали пожирать сами себя. Организм начал переваривать свой собственный белок, и мускулы стали исчезать. Один за другим умирали члены маленькой общины нашего барака. Каждый из нас мог точно рассчитать, чья очередь будет следующей и когда подойдет его собственная.

Date: 2021-05-20 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
я помню этот рассказ. и Сашу. было впечатление, умница ЛП его хорошо передала читателю, что у человека просто кончились силы.

Date: 2021-05-20 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
gospodi...

Date: 2021-05-20 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Чтобы дистанционироваться от травмирующей реальности, надо быть очень сильным (духовно, не физически) человеком.
Не думаю, что эту силу даёт чтение книг или высокий интеллект.
Например, Платон Каратаев.

Date: 2021-05-20 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] libertarianne.livejournal.com
Я аж забеспокоилась, как вы там?

Date: 2021-05-20 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да уж.... Спасибо :((

Date: 2021-05-20 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, у нее кончились силы терпеть. И относится к происходящему как к театру. Обиды и печали все равно остаются

Date: 2021-05-20 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Это не личное :)
Это просто мысль мне неделю назад пришла в голову, я ее наконец записал.

Date: 2021-05-20 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
Любая реальность в той или иной степени травмирующая, но будучи свободным и вполне здоровым человеком вдруг взять да и заделаться ради спокойствия частью пейзажа — это уже слишком.
Ладно ещё побороться и устать, куда ни шло, можно и в норку, но всё-таки лучше успеть до того стать писателем или учёным, чем по слабости духа только и делать, что с книжкой на унитазе представлять себя таким, ведь без преодоления травмирующей реальности всё равно ничего не получится.

Date: 2021-05-20 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Не думаю, что эту силу даёт чтение книг"
Не силу, а практику. Человек перестает различать разницу....
Я так понимаю, такое бывает с компьютерными играми.

Date: 2021-05-20 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] nuilena.livejournal.com
Я всю жизнь воспринимаю, как цепочку сюжетов, а себя героиней чего-то там (кино, книги), но это не мешает мне проживать эмоции и страдать )

Date: 2021-05-20 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Так я и не говорю, что это самая адаптивная стратегия. Но лучше, чем алкоголизм.
И у разных людей разная устойчивость к стрессам, кто-то выдерживает, а кто-то спивается....

Date: 2021-05-20 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
А можно поподробнее?
То есть, негативные эмоции не исчезают?

Date: 2021-05-20 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] nuilena.livejournal.com
Нет, не исчезают.

Date: 2021-05-20 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Тогда это опровергает то что я предположил. Добавлю в пост

Date: 2021-05-20 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
Алкоголизм вообще не стратегия, иногда человек и не вспомнит с чего вдруг запой начался, но удовольствия от затворничества алкоголик получает много больше, чем книжный червь.
Да и образы в которых он существует и глубже и разнообразнее.

Date: 2021-05-20 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, но к чему приводит в результате!
Кстати, в Израиле русских алкоголиков похоже больше чем местных :)
С наркоманами, конечно, наоборот.

Date: 2021-05-20 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
sorry, a misplaced comment. what a sad song... thank you.

Date: 2021-05-20 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
Результат понятен, но алкоголизм ведь штука универсальная, на все случаи жизни, в печали и в радости, и даже просто болезнь. Вон после войны как все пили, цунами.
А вот стать добровольно и на здоровую голову мышью совсем никуда не годится.
Ну, национальный алкоголизм, как и национальная демократия — это понятия спорные.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 05:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios