marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      Я в своих постах время от времени обсуждаю использование самообмана для компенсацию негативных событий. У человека рушится семья - и он рассказывает себе, что у него любящая семья. У человека распались отношения - и он рассказывает себе о своей востребованности. У человека не сложилась карьера - и он рассказывает себе о своих карьерных достижениях и об больших доходах. Человека оскорбили - и он задним числом рассказывает себе, как он себя круто себя повел, размазав обидчика. Чем сильнее удар, тем больше самообмана нужно чтобы его компенсировать.
      Разумеется, человеку нужно преодолеть естественное стремление к постоянной проверке реальности, которую мозг осуществляет автоматически [*]. Особенно эффективно не прямое рассказывание себе сказок, а через социальные сети и других людей. Вроде, не ты сам себе рассказываешь сказки, а читаешь написанное в постах и комментариях к ним - так проще себя убедить. Вообще, человек может тратить последние ресурсы на самообман,но возможно, что для него это окупаемо.
      Вообще-то, этот самообман можно сравнить с обезболивающим - какой-нибудь ибупрофен уменьшает физическую боль, а самообман - эмоциональную. Я бы даже скорее сравнил самообман с опиоидными обезболивающими, потому что и к самообману может развится привыкание и зависимость от него, и им занимаются уже не чтобы обезболить, а потому что без него начинается ломка.
UPD [livejournal.com profile] antennaria_sp написала: У меня на самом деле очень заметная часть психологического housekeeping - это ловить себя на самообманах самого разного сорта и возвращать к реальности. Ужасно важно пока что.

*Я не касаюсь темы психоза, где сама проверка реальности нарушена. В принципе, подобный самообман может выглядеть как симптом психоза, хотя психозом и не являться; в конце концов люди с психиатрическими болезнями могут требовать самообман для компенсации неудач, которых у них много в силу болезни. Психоз включает много компонентов, и человек в психозе абсолютно уверен в реальности своего бреда, он в принципе не подвергает его сомнению, в то время как самообман у человека без психоза требует затраты сил, чтобы нивелировать влияние реальности.

Date: 2021-11-01 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] iolandabrys.livejournal.com

Нежелание видеть реальность? Не буду на всех экстраполировать, но в моей жизни этим отличались люди, "не изуродованные интеллектом". Для психоза все же психика нужна, а там она была на уровне табуретки.

Edited Date: 2021-11-01 08:34 am (UTC)

Date: 2021-11-01 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Не, на психоз все, даже оконченные дебилы, способны :)))

Date: 2021-11-01 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] vlad (from livejournal.com)
Что-то это всё выглядит весьма сомнительно. Выглядеть в глазах окружающих лучше чем ты есть на самом деле — нормально, это путь к плюшкам и прочим благам, которые на дороге не валяются. Но как говорится, сам то знаешь — who you are

Что же касается убеждения себя в чем либо, то на мой взгляд это не самообман, а протягивание ножек по одежке, а дабы ЧСВ не страдало, то проще сделать хорошую мину при плохой игре, по принципу — не больно то и хотелось. И вот сдается мне что это не самообман, а ущербность, если человек не понимает, что он не Ален Делон не пьет одеколон и уж тем более не Илон наш дружище Маск. И от таких господ-товарищей лучше держаться подальше, пусть сама-сама как-то как говорится. Т.к. одно дело когда человеку нужна помощь, а другое дело — неадекват не соизмеряющий свои возможности с реалом. Ну и на кой такое счастье не то что в друзьях, но даже в окружении?

У асоциалов и неадекватов своя туса. Вон они толпятся у эволюции и слава богу. Ей надо всяческое спасибо сказать, за то что она их оттягивает на себя и они не шароварятся по тредам со своей унылой терминологией и закосами. И совершенно не надо кому-то раскрывать глаза, это их туса, им комфортно и отлично.

Date: 2021-11-01 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Человек сомневается, Ален Делон ли он, и подгоняет факты. Он пишет пост "Я Ален Делон", а потом его регулярно сам то и читает, и себя убеждает в этом. А если еще есть и комментарии "Да-да, ты без всякого сомнения Ален Делон, а еще Шекспир и Ньютон", так вообще круто.
Или кто-нибудь напишет пост "Я не знаю как прожить, я зарабатываю 10 килобаксов в год", а наш герой в комменте "Не представляю себе, я зарабатываю 100 килобаксов в месяц, и то с трудом свожу концы с концами", и автору коммента уже кажется, что он и правда эти деньги зарабатывает.
Ну или муж подает на развод, а героиня перебирает фотки пятилетней давности и думает "Это все фигня, у нас отличная дружная семья, а муж просто хочет так пошутить"

Date: 2021-11-01 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] vlad (from livejournal.com)
Да я по факту иллюзий, что люди сами себе набрасывают не спорю. Собственная адекватная оценка себя самого вообще скользкое дело, вниз — плохо, вверх — тоже. Что такое самооценка? С чем сравнивать? С бомжом? — жизнь удалась. С Илоном Маском? — нет.

Я о факте — "полечил свою душу". Это напоминает анекдот

— привет
— привет
— ну что, как твой энурез поживает, ходил к психологу?
— всё отлично
— вылечил?
— нет. Но раньше я этого стеснялся, а теперь горжусь.

Таким образом, это конечно можно считать засчитой психики, вот только проблема никуда не делась и если человек не может смотреть на проблему адекватно, то он совсем-совсем не здоров, а заменил одну проблему — другой. Цугцванг.

Date: 2021-11-01 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"вот только проблема никуда не делась и если человек не может смотреть на проблему адекватно, то он совсем-совсем не здоров, а заменил одну проблему — другой"
Да, я полностью с этим согласен. Я далек от мысли утверждать, что самообман — это эффективный способ решения проблемы. Но люди так делают. Люди во многих ситуациях ведут себя неэффективно. Ну, например некоторые перебегают переход на красный свет — интересный вопрос, почему они так делают, и этот вопрос можно обсуждать, отнюдь не призывая так поступать.

Date: 2021-11-01 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] vlad (from livejournal.com)
С красным светом всё логично — слева/справа на сотни метров нет никого — я пошел. Я имею в виду не я как я, а алгоритм. Алгоритм нарушает правила, но дает профит времени.

Самообман не дает профита, посмотри на публику эволюции, им кажется, что затвердив её терминологию они что-то поняли. На самом же деле они поставили себе на лоб печать, которая прям таки орет — не общайся со мной, я неадекват. Тоже с энурезом, он может гордиться, но находиться рядом с тем, кто в любой момент может обмочить бельё можно только из жалости.

Самообман это предкаматозное состояние психики, я бы так сказал. Если чел испытывает кайф от того, что катится вниз даже не понимая этого, то в крайней форме можно испытывать кайф и оттого, что ты растение. Наверное. Здорово если он испытывает кайф и не грузит при этом окружающих. А если грузит, то в сад, как говорится. На кой с асоциалом дело иметь? А значит они загоняют себя в пузырь в котором нуль профита, в отличии от примера со светофором.

Date: 2021-11-01 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Э... Тут сложнее — in long run — конечно нет, но в текущий момент может таки улучшить настроение, если человек почувствует себя не никому не нужным неудачником, а очень востребованным

Date: 2021-11-02 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] knyasa-o.livejournal.com
я в сети развлекаюсь, могу любую херню писать, особенно в комментариях, особенно анонимно, не стоит всем этим прямо думать, что все по-серьезному

Date: 2021-11-02 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну да, наверное кто-то пишет такое ради прикола, но похоже, некоторые пишут именно ради самообмана.

Date: 2021-11-01 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com

Не знаю, так люди себя защищают, так психика защищает себя от того, что будет сокрушительным для неё, или она так считает.
Это не совсем обман, в голове так и есть. Отрицание самая сильная защита, самая. Она бережёт психику до того момента, как реальность станет не такой ужасной.
Это проблемы восприятия.

Date: 2021-11-01 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
" Отрицание самая сильная защита,"
Простое отрицание не всегда работает — реальность прет из всех щелей. Человеку приходится с реальностью боротся...

Date: 2021-11-01 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com

Ну, да, он отрицает, рационализирует, вытесняет и далее по списку Анны Фрейд.
И тогда реальность сменяется чем-то иным, более уместным и приятным.

Date: 2021-11-01 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да-да, и приятное это потом может действовать как наркотик :(

Date: 2021-11-01 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] antennaria-sp.livejournal.com
это очень интересная тема в разных аспектах.
а как отличать самообман от несамообмана? вот, например, обменялись два человека колкими репликами в интернет-дискуссии, наблюдатели расходятся в оценках, кто как повел, для одних один круто отбился, для других тот же человек потерял лицо и как же так можно позориться. И, мне кажется, самообман бывает и в другую сторону, когда от себя ждешь большего, чем то, на что способен, то можешь не замечать каких-то своих продвижений, которые вообще неплохо бы начать ценить.

Date: 2021-11-01 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
" то можешь не замечать каких-то своих продвижений, которые вообще неплохо бы начать ценить."
Это наверное все таки не самообман, а наоборот невнимание? Просто по сравнению с бОльшим, действительно маленький успех может выглядеть незначительно.

Date: 2021-11-01 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] antennaria-sp.livejournal.com
Тут самообман в оценке своих реальных возможностей, как мне кажется. Это большее не всегда достижимо в принципе.

Date: 2021-11-01 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
А, ну так то да — вполне может быть самообман.

Date: 2021-11-01 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] antennaria-sp.livejournal.com
У меня на самом деле очень заметная часть психологического housekeeping это ловить себя на самообманах самого разного сорта и возвращать к реальности. Ужасно важно пока что.

Date: 2021-11-01 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Добавлю в пост.

Date: 2021-11-01 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] elenalaluna.livejournal.com
Самообман в небольших объемах вообще очень распространенное явление, которое сложно отследить самому субъекту, но бывают и такие вот большие отклонения от реальности.

Date: 2021-11-01 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Полностью согласен, проблема конечно в размахе самообмана.

Date: 2021-11-01 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Мне кажется, любому человеку невозможно признаться даже самому себе, что он полный ноль в каких-то ключевых для него вопросах.
Можно признаться в совершенном неумении печь пирожки, добавив, зато я прекрасно вышиваю крестиком.
Но, когда идет речь о чем-то важном, автоматически включается самообман.
Иначе надо или рыдать без перерыва, или полностью изменять жизнь.

Date: 2021-11-01 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да какой там ноль!
Просто, веб дизайнер ,а не руководитель отдела в Гугле. Или чемпион города, а не мира....

"Иначе надо или рыдать без перерыва, или полностью изменять жизнь."
Да-да, именно это я и имел ввиду.

Date: 2021-11-01 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] vlad (from livejournal.com)
Ну кагбэ нет. Изменение жизни никак не может повлиять. Предположим есть генно-запрограммированные на результат, а их сейчас научились вычислять намнго лучше. Посмотри на Фелпса или Дрессела, это ведь тюлени, а не люди, а если еще и глянуть на их метаболизм...

Одним словом — менять жизнь или мечтать о чем-то большем, это младший школьный возраст. После 25, а уж тем более 30 нужно ставить реальные цели и чухать к ним.

Пример из мира спорта просто очень нагляден, по поводу — изменить жизнь. Но ровно тоже самое происходит и в других областях. Это если мы конечно не говорим о тупарях, которые не в состоянии свой собственный вес контролировать или спать вовремя лечь.

Date: 2021-11-01 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
Ах, обмануть себя не трудно, обманываться каждый рад!
Только думаю, что когда распадается семья, то убедить именно себя, в её всё еще позитивном состоянии, труднее всех.
Как и про удачную карьеру при отсутствии хорошего заработка...
Но можно посмотреть на эти вещи и с другой стороны.
Человек ведь натура творческая, и придумывать альтернативную историю на уже состоявшееся действие — это не только псих-компенсация, но и попытка создать своё собственное, оригинальное произведение, так начинается и литература и что угодно.
Так что надо не просто с больной головы переделывать негативные факты в свою пользу, как бы на автомате, а и сознательно создавать нового героя и его историю и...всё записывать, конечно. Авось и получится что-то, и пригодится.

Date: 2021-11-01 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"убедить именно себя, в её всё еще позитивном состоянии, труднее всех."
Конечно трудно, и люди тратят на это все силы!

"придумывать альтернативную историю на уже состоявшееся действие — это не только псих-компенсация, но и попытка создать своё собственное, оригинальное произведение, так начинается и литература и что угодно."
Мне кажется, трилогия Даррелла о Корфу была написана именно так.

Date: 2021-11-02 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Я, Дим, большее скажу. Я не верю, что существует какая-то отдельная реальность от самообмана. Мне кажется, что все происходит прямо на месте, мгновенно и именно поэтому у человека не бывает возможности познать некую "объективную" реальность.

Date: 2021-11-02 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
В каком смысле? Если скажем мужчина подал на развод, а женщина всем говорит, что у них дружная семья, то ведь предстоящий развод более реален чем дружная семья?

Date: 2021-11-02 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Я не о том, а о реакции. Так, в голове этой женщины навсегда засядет, что у них была хорошая семья и если бы его не увела любовница, так бы все у них и было хорошо. Я, кстати, именно поэтому не верю вот в это увела, все же муж не ребенок, а просто у нее на глазах шоры и ничего кроме этой придуманной себе реальности она не видела и не видит.

Date: 2021-11-02 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
А, ну с этим я полностью согласен :)

Date: 2021-11-02 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] lashevchenko.livejournal.com
А почему обязательно самообман? Так ведь не бывает, чтобы человек потерпел поражение на всех фронтах. Например, если распались отношения — вполне можно вспомнить о востребованности как специалиста. Ну, или наоборот — при проблемах на работе вспомнить, что у тебя зато есть любящая семья. И т.д.

Date: 2021-11-02 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Разумеется, необязательно. Самообман - только один (и очень неудачный) вариант действий.

Date: 2021-11-02 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] knyasa-o.livejournal.com
и очень неудачный

Это может быть очень удачным вариантом действий, по моему опыту, люди гораздо чаще себя недооценивают, чем переоценивают. Самообман как попытка поверить в себя и сделать что-то большее, чем раньше мечтал?

Date: 2021-11-02 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Но если человек обманул себя в своих возможностях, его же постигнет в конце концов неудача?
Вспомните отца героини Неточка Незванова
Edited Date: 2021-11-02 09:13 pm (UTC)

Date: 2021-11-03 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] knyasa-o.livejournal.com
Не обязательно, можно убедить всех, что способности есть и при энтузиазме и плюс немного везения все получится. Кроме того, такой человек быстро оправляется от неудачи и пробует себя в другом деле. Это гораздо лучше, чем десятилетиями сидеть в яме самобичевания, неуверенности и бояться проявить себя.

Date: 2021-11-03 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Вы напомнили:

Date: 2021-11-03 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] knyasa-o.livejournal.com
Условно, что я наблюдаю, самовлюблённый идиот добьется по жизни больше, чем вечно сомневающийся умник.

Date: 2021-11-03 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Хм.... Вы хотите сказать, что для идиота любая неудача — как с гуся вода, а умник будет переживать и бояться повторения промахов?

Date: 2021-11-03 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] knyasa-o.livejournal.com
не просто для идиота, а для самовлюбленного идиота.
конечно там свои нюансы, но я бы поменяла часть своих мозгов на самовлюбленность

Date: 2021-11-03 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
" я бы поменяла часть своих мозгов на самовлюбленность"
О боже! Я думаю, не стоит :))

Date: 2021-11-02 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] piyavking.livejournal.com
самообман плохо, канешн.

а вот самомотивация (самовнушение), наоборот, позитив...

Date: 2021-11-02 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Тоже сложный вопрос....
Но часто таки да, на мой взгляд, самомотивация помогает.

Date: 2021-11-02 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] piyavking.livejournal.com
Весь вопрос в контроле, самообман — это больше про цель (обманулся и доволен), а самомотивация — про средство достижения цели (обманулся и, скрипя зубами, достигаешь). Как морфин. Если давать — пациент может подсесть, если нет — может кони двинуть от болевого шока или просто в петлю полезть.

Date: 2021-11-02 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, хорошее сравнение — приходится балансировать между болью и аддикцией. И это наверное мало кому удается.

Date: 2021-11-02 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] knyasa-o.livejournal.com
Самообман — это не так плохо, как вам кажется, я считаю, он может быть полезен в определенных моментах, если дело не касается серьёзных вещей.
Например, есть 15 летняя девочка, у нее нет сисек, но есть прыщи и она самообманывается, что Вася ее любит, но скрывает это. И ей так проще пережить этот ужасный возраст, пройдет 3-5 лет, она выучится, сиськи вырастут и в нее в реальности влюбится Петя, с которым у нее будет свидания и секс. Но ее 15 лет ей надо это пережить и проще с самообманом, чем с суицидом.
Другое дело, когда есть мужчина 40 лет, сидящий на работе с заработком 20 тыс считающий, что он невьебенный специалист и ничего не делающий для этого.

Date: 2021-11-03 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Но сколько этот самообман продержится? Когда Вася начнет открыто гулять с другой девочкой? Она вообще перестанет ходить в школу чтобы сохранить свою веру и не видеть Васю в обнимку с Катей?

Date: 2021-11-03 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] knyasa-o.livejournal.com
Может раскрыться, а может и нет, умный человек выбирает самообманываться так, чтобы раскрыть его было очень сложно.

Date: 2021-11-03 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Как? Придумать сложные манипуляции Васи, в которые не один человек в здравом уме не поверит?

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 06:46 pm
Powered by Dreamwidth Studios