marigranula: (Default)
marigranula ([personal profile] marigranula) wrote2022-06-16 06:39 am
Entry tags:

Штирлиц в СССР

Популярность сериала 17 мгновений весны в СССР объясняется, конечно, комбинацией причин. Но одна из них, как мне кажется - это то что очень многие люди могли эмоционально соотнести себя со Штирлицем. Очень многие, как Штирлиц, жили двойной жизнью, читая запрещенную литературу и слушая запрещённое радио, некоторые стараясь или мечтая уехать из СССР,и одновременно играя роль добропорядочных советских граждан. И окружали их не злобные машины для убийства, как иногда изображали фашистов другие фильмы, а зачастую достаточно обаятельные персонажи, вроде героев Броневого и Табакова.
"Вот и я как Штирлиц..." думал про себя советский человек
UPD [livejournal.com profile] anna_bpguide написала: в фильме (среди прочего) доведена до предела ситуация жизни в абсолютной лжи - и какой успешной жизни!
А в состоянии относительной, привычной лжи позднесоветский человек как раз и жил.
Как Штирлиц изображает беззаветное служение Гитлеру и нацизму, там (только уже без риска для жизни, вполсилы, слегка) изображали беззаветное служение Ленину и коммунизму советские люди. Правда, уже можно было и пошучивать, и фигу в кармане держать неразжатой хоть круглые сутки... Но увидеть в Штирлице гипертрофированного себя тоже можно было. Точнее - увидев, не понять это, но почувствовать. И полюбить.

[identity profile] cmpax-u-pagocmb.livejournal.com 2022-06-16 04:40 am (UTC)(link)
Я фильм не смотрел, но по отрывкам мне показалось, что там всё построено на интриге "не разоблачат ли прямо сейчас Штирлица".
И зритель весь фильм переживает за ГГ, как бы тот не спалился.

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 06:07 am (UTC)(link)
Зрителям нравится, как Штирлиц уходит от разоблачения, и это тоже.
spamsink: (blessed)

[personal profile] spamsink 2022-06-16 04:41 am (UTC)(link)
🤝

[identity profile] luccicu.livejournal.com 2022-06-16 04:48 am (UTC)(link)
Мне кажется, это для московских жителей характерно. Возможно, еще для нескольких крупных городов.
Причем, как раньше, так и сейчас...
Из деревни стремятся в город, из города в столицу, ну уж из столицы, куда дальше? Только - заграница))
И это наиболее активные, а так-то по моим детским воспоминаниям, у бабушки в деревне многие и в райцентре (или обл. центре) не бывали, хватало своих деревенских забот. Чтобы мечтать о дальних странах, нужно много свободного времени, ну или хотя бы чтоб усталость была не от тяжелой физической работы, от которой только отупение...

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 05:39 am (UTC)(link)
Да, конечно, этот пост - о жителях больших городов.

[identity profile] gubarevan.livejournal.com 2022-06-16 05:12 am (UTC)(link)
Вывод глубоко неверный.
"17 мгновений" по-прежнему смотрят. Не скажу "любят" только потому, что стараюсь всуе это слово не произносить. Фраза про "двойную жизнь" насмешила. Ну читали. Если можно было, слушали. Но никаких "ролей" не играли, а просто жили.
А истории про шпионов-разведчиков, боевики нравились и нравятся многим. И отождествление себя с героями было другим и есть другое. Типа "а вот я бы так поступил или сделал". Это общечеловеческое.

[identity profile] esowriter.livejournal.com 2022-06-16 05:54 am (UTC)(link)
автор, видимо, никогда не жил в СССР.

(no subject)

[identity profile] gubarevan.livejournal.com - 2022-06-16 06:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-16 06:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gubarevan.livejournal.com - 2022-06-16 06:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] esowriter.livejournal.com - 2022-06-16 06:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gubarevan.livejournal.com - 2022-06-16 06:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-16 06:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gubarevan.livejournal.com - 2022-06-16 06:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-16 06:35 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gubarevan.livejournal.com - 2022-06-16 06:54 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-16 11:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gubarevan.livejournal.com - 2022-06-17 17:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gubarevan.livejournal.com - 2022-06-16 07:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-16 10:38 (UTC) - Expand

[identity profile] aadjo.livejournal.com 2022-06-16 05:36 am (UTC)(link)
Нет, у Вас точно гиперфиксация на эмиграции! ;)))
Мечтали об этом совсем не многие. Из всех моих знакомых, одноклассников и однокурсников и 1 процента не наберётся. А это 80-90 г., уже можно было и говорить и валить, при желании.

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 05:55 am (UTC)(link)
Да, нужно было уточнить, что речь об людях определенного узкого круга.
В среднем, лишь немногие хотели бы уехать.
Исправлю.

[identity profile] mih-s-m.livejournal.com 2022-06-16 05:38 am (UTC)(link)
Вся сага построена на смаковании трофейной нацистской эстетики. Этим она обывателя и купила.

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 05:40 am (UTC)(link)
Но смаковать нацистскую эстетику для СССР не странно? Было много ее любителей?

(no subject)

[identity profile] mih-s-m.livejournal.com - 2022-06-16 06:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-16 10:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mih-s-m.livejournal.com - 2022-06-16 06:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-16 10:40 (UTC) - Expand

[identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com 2022-06-16 06:30 am (UTC)(link)
Мало было таких

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 06:32 am (UTC)(link)
Вы думаете? Если говорить про большие города?

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-16 10:30 (UTC) - Expand

[identity profile] zverjaka.livejournal.com 2022-06-16 06:34 am (UTC)(link)
Мне кажется, в позднем СССР не хватало "мужественности". У человека возникало ощущение колеи, от него самого не зависело практически ничего. Отсюда популярность фильмов, в которых герои принимают решения, от которых зависит их судьба, а в советских реалиях — это либо фильмы о войне, либо фильмы-катастрофы типа "Экипаж". Отсюда, кстати, и популярность Высоцкого, который так не похож на "сладкую" позднесоветскую эстраду типа Леонтьева.

[identity profile] aadjo.livejournal.com 2022-06-16 06:46 am (UTC)(link)
Мужественности всегда не хватает! ;) И везде. Сейчас фильмы про героев столь же популярны, как и в СССР. И большинство из них снимаются на западе.

(no subject)

[identity profile] zverjaka.livejournal.com - 2022-06-16 06:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-16 10:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] seihleb.livejournal.com - 2022-06-16 11:40 (UTC) - Expand
(deleted comment)

[identity profile] rabbit1960.livejournal.com 2022-06-16 10:37 am (UTC)(link)
И самое главное — этих милых людей, как и Штирлица, где-то ждет Родина. Пожелаем им скорее оказаться на ней.

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 10:39 am (UTC)(link)
Да, зачастую так и было.

(no subject)

[identity profile] rabbit1960.livejournal.com - 2022-06-16 10:52 (UTC) - Expand

[identity profile] galka-psisa.livejournal.com 2022-06-16 10:40 am (UTC)(link)
Очень многие, как Штирлиц, жили двойной жизнью, читая запрещенную литературу и слушая запрещённое радио, некоторые стараясь или мечтая уехать из СССР,
и одновременно играя роль добропорядочных советских граждан.

Очень немногие :)
Это здесь и сейчас человек может хорохориться, как он героически тайком мацу ел читал запрещенную литературу.
К власти относились довольно скептически, но не менее подозрительно относились к диссидентам:
болезнь "телевидение головного мозга" уже тогда была.
(Моя сотрудница, родом из деревни, рассказывала как она мечтала увидеть закрома Родины,
куда отправлялось почти все из их колхоза.)
Сам фильм смотрели потому что:
- не было никакого выбора, 2-3 канала и все;
- любимые актеры;
- мы обдуриваем всех врагов и победим.
При этом отсутствии выбора — или смотришь кино, или не смотришь кино — смотрели позднее "Рабыню Изауру".

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 06:38 pm (UTC)(link)
"родом из деревни, рассказывала как она мечтала увидеть закрома Родины,
куда отправлялось почти все из их колхоза."
Image

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-16 19:26 (UTC) - Expand
(deleted comment)

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 10:54 am (UTC)(link)
Ну Вы меня слишком юным считаете :)))

[identity profile] seihleb.livejournal.com 2022-06-16 11:34 am (UTC)(link)
Это слушание-чтение было просто частью всё той же советской реальности, как сбор грибов или баня, и ни к какой конспиративной мысли, а тем более деятельности, не вело.
Если кто и жил по-настоящему двойной или даже тройной жизнью, так только те, кто запрещал читать и слушать.
Вот у них — да, и конспиративные магазины и санатории, и просмотры и т.д. и т.п., исключительно для своих, остальные советские граждане — ни сном ни духом.
Шито-крыто, Штирлиц отдыхает!
А фильм Лиозновой просто образец домашнего кино, уютный — с музыкой и прекрасными актёрами, и всё происходит где-то там — хочешь верь, хочешь не верь...прелестно.
Зато ни одного ударника коммунистического труда или спекулянта — надоели.

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 06:38 pm (UTC)(link)
:)))

[identity profile] vopros-veka.livejournal.com 2022-06-16 11:38 am (UTC)(link)
Обратите внимание на то, что в этом фильме вроде бы не нахраписто, но часто хвастаются каким-то с трудом добытым дефицитом, причём способность всё это достать (помните такое слово в советском значении?) напрямую связывается с местом в социальной иерархии рейха. Причём у тех, кто сильно над плинтусом, речь идёт о доставании иноземных приятностей (сигар, например), а у простых граждан рейха — о продуктах попроще, но тоже импортных (настоящий кофе).

Получается дракон о трёх головах (двоемыслие, дефицит, номенклатура) и с хвостом — мёртвым официозом (всеми этими совершенно секретными характеристиками про "характер нордический", не несущими никакой реально полезной информации). Вот не буду утверждать, что гениальный Юлиан Семёнов видел неминуемый распад СССР за четверть века до оного, не буду делать вид, будто знаю потайные мысли всячески обласканного той властью писателя-певца органов, а тем более — делать из него "гениального провидца".

По-моему, Семёнов просто описал тоталитарное общество на этапе его развала и сделал несколько оговорок по Фрейду. В результате чего советский зритель получил нечто даже не узнаваемое или такое, с чем себя можно было бы ассоциировать, но нечто понятное, не нуждающееся в постоянных пояснениях, страноведческих и исторических комментариях.

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 06:38 pm (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] kenigsberg-ost.livejournal.com 2022-06-16 11:42 am (UTC)(link)
в 70х штирлица смотрели тока партийные и обслуга и пациенты лтп
на дворе стол тенисный с очередью в 40 человек на победителя пустел тока при евровиденье, футболе и фигурном катании
етого штирлица крутили как шлюху по кругу на яшике да

[identity profile] александр ремез (from livejournal.com) 2022-06-16 02:11 pm (UTC)(link)
Совершенно в десятку. Ну еще и КВН, который прикрыли.

[identity profile] tijd.livejournal.com 2022-06-16 11:54 am (UTC)(link)
Штирлиц изображает беззаветное служение Гитлеру

А на самом деле беззаветно служит Сталину. Весь смысл его миссии — не позволить, чтобы американцы и англичане отлучили Сталина от послевоенного раздела Германии. Ватная мечта раздела мира наравне с великими державами — секрет продолжающейся популярности сериала.

Популярность Штирлица в народе помогла Путину стать преемником Ельцина — в то время, когда ни от кого не требовалось «играть роль добропорядочных советских граждан».

Политолог Глеб Павловский, работавший в 1999 году советником главы администрации президента РФ, сообщил в марте 2009 года журналу "Профиль", что "весной 1999-го в Кремле обсуждалось одно социологическое исследование, где граждан опрашивали, на кого из киногероев должен быть похож кандидат в президенты", и победителем стал Штирлиц — "верный стране человек, который скромно трудится ради ее безопасности и однажды выходит в большую политику".
https://www.kommersant.ru/doc/1212025

[identity profile] igparis.livejournal.com 2022-06-16 05:43 pm (UTC)(link)
"Ватная мечта раздела мира наравне с великими державами" -
-------------------то есть невеликость СССР подразумевается в силу её "ватности"?
и у прочих ВЕЛИКИХ держав эта мечта — из какого-то иного дерьма?

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-16 18:40 (UTC) - Expand

[identity profile] александр ремез (from livejournal.com) 2022-06-16 02:05 pm (UTC)(link)
Сейчас в это никто не поверит, но что бы послушать Битлс нам реально надо было действовать как в тылу врага.

[identity profile] igparis.livejournal.com 2022-06-16 05:37 pm (UTC)(link)
"как Штирлиц, жили двойной жизнью" -
------------------"двойной" — не то слово, начиная с того, что Штирлиц не жил вовсе;
и уже в этом смысле зрительское отражение-уподобление ему являлось соблазном весьма сомнительным;
и далее — представлять себя в чёрном мундире вместо себя в трениках и с небритой мордой — тоже жизнь весьма двойная;
но — на то ведь и "главнейшее из искусств" — быть "новым опиумом для народа";
лично я эту бодягу смотрел всё с меньшим интересом и так и не досмотрел;

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 06:27 pm (UTC)(link)
" представлять себя в чёрном мундире вместо себя в трениках и с небритой мордой"
Кстати, и это тоже.

[identity profile] papalagi.livejournal.com 2022-06-16 05:40 pm (UTC)(link)
Оссподи...
"состояние привычной лжи позднесоветского человека"...
или дура, или платная дура
впрочем, наверняка такие темы могут быть вполне себе "научно" востребованы с целью говнеца в прошлое подсыпать
на самом деле просто произведение класса люкс, в котором как в реальности находится подтверждение любому тезису

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-16 06:32 pm (UTC)(link)
Плиз, используйте более корректные выражения.

(no subject)

[identity profile] papalagi.livejournal.com - 2022-06-16 23:02 (UTC) - Expand

[identity profile] александр ремез (from livejournal.com) 2022-06-16 06:20 pm (UTC)(link)
При СССР все мы были Штирлицами:
с трибун по бумажке произносилось одно, в курилке среди своих — другое, дома на кухне — третье, прямо противоположное тому что говорилось ранее.

[identity profile] old-grumbler.livejournal.com 2022-06-16 09:47 pm (UTC)(link)
Всё очень просто, на самом-то деле. В СССР 70-80-х было примерно два ТВ-канала и чуть больше чем два-три сериала за 20 лет. Тут любое не-совсем-говнище будет супер-популярно. Вот и все "причины популярности", и не надо ничего лишнего приплетать.

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-17 03:14 am (UTC)(link)
Но хорошая игра актеров была и в других фильмах, например.
Я хочу сказать, что нелюбой фильм не-говно становился популярным.
Edited 2022-06-17 03:15 (UTC)

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-17 04:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] marigranula.livejournal.com - 2022-06-17 17:14 (UTC) - Expand

[identity profile] old-grumbler.livejournal.com 2022-06-16 09:50 pm (UTC)(link)
Кстати, если продолжить в том же духе, то супер-популярность "Рабыни Изауры", например — нужно объяснять тысячелетней рабской психологией русских и т.п. Так далеко можно уйти )

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-17 02:35 am (UTC)(link)
Я не смотрел, но допускаю что он привлек своей экзотичностью.

[identity profile] rider3099.livejournal.com 2022-06-16 10:40 pm (UTC)(link)
Интересная параллель

[identity profile] marigranula.livejournal.com 2022-06-17 02:33 am (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] niktoinikak.livejournal.com 2022-06-17 05:18 am (UTC)(link)
Как можно было смотреть это УГ - всегда для меня было тайной.
Впрочем, пожилых немцев он укладывал под стол.
https://niktoinikak.livejournal.com/656705.html
"Первые десять минут они сидели в полном молчании, подняв брови и широко раскрыв глаза. Потом они начали ржать. Потом они выпали из кресел и , извиваясь на полу, визжали, стонали, хрюкали... Потом, когда на экране появился еврей средних лет в гестаповской форме и по ходу действия выяснилось, что это - Мюллер... Нет, этого описать я уже не могу . Тут требуется гений Гомера..."