marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
Популярность сериала 17 мгновений весны в СССР объясняется, конечно, комбинацией причин. Но одна из них, как мне кажется - это то что очень многие люди могли эмоционально соотнести себя со Штирлицем. Очень многие, как Штирлиц, жили двойной жизнью, читая запрещенную литературу и слушая запрещённое радио, некоторые стараясь или мечтая уехать из СССР,и одновременно играя роль добропорядочных советских граждан. И окружали их не злобные машины для убийства, как иногда изображали фашистов другие фильмы, а зачастую достаточно обаятельные персонажи, вроде героев Броневого и Табакова.
"Вот и я как Штирлиц..." думал про себя советский человек
UPD [livejournal.com profile] anna_bpguide написала: в фильме (среди прочего) доведена до предела ситуация жизни в абсолютной лжи - и какой успешной жизни!
А в состоянии относительной, привычной лжи позднесоветский человек как раз и жил.
Как Штирлиц изображает беззаветное служение Гитлеру и нацизму, там (только уже без риска для жизни, вполсилы, слегка) изображали беззаветное служение Ленину и коммунизму советские люди. Правда, уже можно было и пошучивать, и фигу в кармане держать неразжатой хоть круглые сутки... Но увидеть в Штирлице гипертрофированного себя тоже можно было. Точнее - увидев, не понять это, но почувствовать. И полюбить.

Date: 2022-06-16 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] cmpax-u-pagocmb.livejournal.com
Я фильм не смотрел, но по отрывкам мне показалось, что там всё построено на интриге "не разоблачат ли прямо сейчас Штирлица".
И зритель весь фильм переживает за ГГ, как бы тот не спалился.

Date: 2022-06-16 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Зрителям нравится, как Штирлиц уходит от разоблачения, и это тоже.

Date: 2022-06-16 04:41 am (UTC)
spamsink: (blessed)
From: [personal profile] spamsink
🤝

Date: 2022-06-16 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] luccicu.livejournal.com
Мне кажется, это для московских жителей характерно. Возможно, еще для нескольких крупных городов.
Причем, как раньше, так и сейчас...
Из деревни стремятся в город, из города в столицу, ну уж из столицы, куда дальше? Только - заграница))
И это наиболее активные, а так-то по моим детским воспоминаниям, у бабушки в деревне многие и в райцентре (или обл. центре) не бывали, хватало своих деревенских забот. Чтобы мечтать о дальних странах, нужно много свободного времени, ну или хотя бы чтоб усталость была не от тяжелой физической работы, от которой только отупение...

Date: 2022-06-16 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, конечно, этот пост - о жителях больших городов.

Date: 2022-06-16 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com
Вывод глубоко неверный.
"17 мгновений" по-прежнему смотрят. Не скажу "любят" только потому, что стараюсь всуе это слово не произносить. Фраза про "двойную жизнь" насмешила. Ну читали. Если можно было, слушали. Но никаких "ролей" не играли, а просто жили.
А истории про шпионов-разведчиков, боевики нравились и нравятся многим. И отождествление себя с героями было другим и есть другое. Типа "а вот я бы так поступил или сделал". Это общечеловеческое.

Date: 2022-06-16 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] esowriter.livejournal.com
автор, видимо, никогда не жил в СССР.

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] esowriter.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-16 11:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2022-06-17 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2022-06-16 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2022-06-16 07:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-16 10:38 am (UTC) - Expand

Date: 2022-06-16 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
Нет, у Вас точно гиперфиксация на эмиграции! ;)))
Мечтали об этом совсем не многие. Из всех моих знакомых, одноклассников и однокурсников и 1 процента не наберётся. А это 80-90 г., уже можно было и говорить и валить, при желании.

Date: 2022-06-16 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, нужно было уточнить, что речь об людях определенного узкого круга.
В среднем, лишь немногие хотели бы уехать.
Исправлю.

Date: 2022-06-16 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] mih-s-m.livejournal.com
Вся сага построена на смаковании трофейной нацистской эстетики. Этим она обывателя и купила.

Date: 2022-06-16 05:40 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Но смаковать нацистскую эстетику для СССР не странно? Было много ее любителей?

(no subject)

From: [identity profile] mih-s-m.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-16 10:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mih-s-m.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-16 10:40 am (UTC) - Expand

Date: 2022-06-16 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
Мало было таких

Date: 2022-06-16 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Вы думаете? Если говорить про большие города?

(no subject)

From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com - Date: 2022-06-16 08:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-16 10:30 am (UTC) - Expand

Date: 2022-06-16 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] zverjaka.livejournal.com
Мне кажется, в позднем СССР не хватало "мужественности". У человека возникало ощущение колеи, от него самого не зависело практически ничего. Отсюда популярность фильмов, в которых герои принимают решения, от которых зависит их судьба, а в советских реалиях — это либо фильмы о войне, либо фильмы-катастрофы типа "Экипаж". Отсюда, кстати, и популярность Высоцкого, который так не похож на "сладкую" позднесоветскую эстраду типа Леонтьева.

Date: 2022-06-16 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
Мужественности всегда не хватает! ;) И везде. Сейчас фильмы про героев столь же популярны, как и в СССР. И большинство из них снимаются на западе.

(no subject)

From: [identity profile] zverjaka.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-16 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seihleb.livejournal.com - Date: 2022-06-16 11:40 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2022-06-16 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] rabbit1960.livejournal.com
И самое главное — этих милых людей, как и Штирлица, где-то ждет Родина. Пожелаем им скорее оказаться на ней.

Date: 2022-06-16 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, зачастую так и было.

(no subject)

From: [identity profile] rabbit1960.livejournal.com - Date: 2022-06-16 10:52 am (UTC) - Expand

Date: 2022-06-16 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Очень многие, как Штирлиц, жили двойной жизнью, читая запрещенную литературу и слушая запрещённое радио, некоторые стараясь или мечтая уехать из СССР,
и одновременно играя роль добропорядочных советских граждан.

Очень немногие :)
Это здесь и сейчас человек может хорохориться, как он героически тайком мацу ел читал запрещенную литературу.
К власти относились довольно скептически, но не менее подозрительно относились к диссидентам:
болезнь "телевидение головного мозга" уже тогда была.
(Моя сотрудница, родом из деревни, рассказывала как она мечтала увидеть закрома Родины,
куда отправлялось почти все из их колхоза.)
Сам фильм смотрели потому что:
- не было никакого выбора, 2-3 канала и все;
- любимые актеры;
- мы обдуриваем всех врагов и победим.
При этом отсутствии выбора — или смотришь кино, или не смотришь кино — смотрели позднее "Рабыню Изауру".

Date: 2022-06-16 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"родом из деревни, рассказывала как она мечтала увидеть закрома Родины,
куда отправлялось почти все из их колхоза."
Image

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-16 07:26 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2022-06-16 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну Вы меня слишком юным считаете :)))

Date: 2022-06-16 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
Это слушание-чтение было просто частью всё той же советской реальности, как сбор грибов или баня, и ни к какой конспиративной мысли, а тем более деятельности, не вело.
Если кто и жил по-настоящему двойной или даже тройной жизнью, так только те, кто запрещал читать и слушать.
Вот у них — да, и конспиративные магазины и санатории, и просмотры и т.д. и т.п., исключительно для своих, остальные советские граждане — ни сном ни духом.
Шито-крыто, Штирлиц отдыхает!
А фильм Лиозновой просто образец домашнего кино, уютный — с музыкой и прекрасными актёрами, и всё происходит где-то там — хочешь верь, хочешь не верь...прелестно.
Зато ни одного ударника коммунистического труда или спекулянта — надоели.

Date: 2022-06-16 06:38 pm (UTC)

Date: 2022-06-16 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] vopros-veka.livejournal.com
Обратите внимание на то, что в этом фильме вроде бы не нахраписто, но часто хвастаются каким-то с трудом добытым дефицитом, причём способность всё это достать (помните такое слово в советском значении?) напрямую связывается с местом в социальной иерархии рейха. Причём у тех, кто сильно над плинтусом, речь идёт о доставании иноземных приятностей (сигар, например), а у простых граждан рейха — о продуктах попроще, но тоже импортных (настоящий кофе).

Получается дракон о трёх головах (двоемыслие, дефицит, номенклатура) и с хвостом — мёртвым официозом (всеми этими совершенно секретными характеристиками про "характер нордический", не несущими никакой реально полезной информации). Вот не буду утверждать, что гениальный Юлиан Семёнов видел неминуемый распад СССР за четверть века до оного, не буду делать вид, будто знаю потайные мысли всячески обласканного той властью писателя-певца органов, а тем более — делать из него "гениального провидца".

По-моему, Семёнов просто описал тоталитарное общество на этапе его развала и сделал несколько оговорок по Фрейду. В результате чего советский зритель получил нечто даже не узнаваемое или такое, с чем себя можно было бы ассоциировать, но нечто понятное, не нуждающееся в постоянных пояснениях, страноведческих и исторических комментариях.

Date: 2022-06-16 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2022-06-16 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] kenigsberg-ost.livejournal.com
в 70х штирлица смотрели тока партийные и обслуга и пациенты лтп
на дворе стол тенисный с очередью в 40 человек на победителя пустел тока при евровиденье, футболе и фигурном катании
етого штирлица крутили как шлюху по кругу на яшике да

Date: 2022-06-16 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] александр ремез (from livejournal.com)
Совершенно в десятку. Ну еще и КВН, который прикрыли.

Date: 2022-06-16 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Штирлиц изображает беззаветное служение Гитлеру

А на самом деле беззаветно служит Сталину. Весь смысл его миссии — не позволить, чтобы американцы и англичане отлучили Сталина от послевоенного раздела Германии. Ватная мечта раздела мира наравне с великими державами — секрет продолжающейся популярности сериала.

Популярность Штирлица в народе помогла Путину стать преемником Ельцина — в то время, когда ни от кого не требовалось «играть роль добропорядочных советских граждан».

Политолог Глеб Павловский, работавший в 1999 году советником главы администрации президента РФ, сообщил в марте 2009 года журналу "Профиль", что "весной 1999-го в Кремле обсуждалось одно социологическое исследование, где граждан опрашивали, на кого из киногероев должен быть похож кандидат в президенты", и победителем стал Штирлиц — "верный стране человек, который скромно трудится ради ее безопасности и однажды выходит в большую политику".
https://www.kommersant.ru/doc/1212025

Date: 2022-06-16 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] igparis.livejournal.com
"Ватная мечта раздела мира наравне с великими державами" -
-------------------то есть невеликость СССР подразумевается в силу её "ватности"?
и у прочих ВЕЛИКИХ держав эта мечта — из какого-то иного дерьма?

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-16 06:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-06-16 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] александр ремез (from livejournal.com)
Сейчас в это никто не поверит, но что бы послушать Битлс нам реально надо было действовать как в тылу врага.

Date: 2022-06-16 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] igparis.livejournal.com
"как Штирлиц, жили двойной жизнью" -
------------------"двойной" — не то слово, начиная с того, что Штирлиц не жил вовсе;
и уже в этом смысле зрительское отражение-уподобление ему являлось соблазном весьма сомнительным;
и далее — представлять себя в чёрном мундире вместо себя в трениках и с небритой мордой — тоже жизнь весьма двойная;
но — на то ведь и "главнейшее из искусств" — быть "новым опиумом для народа";
лично я эту бодягу смотрел всё с меньшим интересом и так и не досмотрел;

Date: 2022-06-16 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
" представлять себя в чёрном мундире вместо себя в трениках и с небритой мордой"
Кстати, и это тоже.

Date: 2022-06-16 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] papalagi.livejournal.com
Оссподи...
"состояние привычной лжи позднесоветского человека"...
или дура, или платная дура
впрочем, наверняка такие темы могут быть вполне себе "научно" востребованы с целью говнеца в прошлое подсыпать
на самом деле просто произведение класса люкс, в котором как в реальности находится подтверждение любому тезису

Date: 2022-06-16 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Плиз, используйте более корректные выражения.

(no subject)

From: [identity profile] papalagi.livejournal.com - Date: 2022-06-16 11:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-06-16 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] александр ремез (from livejournal.com)
При СССР все мы были Штирлицами:
с трибун по бумажке произносилось одно, в курилке среди своих — другое, дома на кухне — третье, прямо противоположное тому что говорилось ранее.

Date: 2022-06-16 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Всё очень просто, на самом-то деле. В СССР 70-80-х было примерно два ТВ-канала и чуть больше чем два-три сериала за 20 лет. Тут любое не-совсем-говнище будет супер-популярно. Вот и все "причины популярности", и не надо ничего лишнего приплетать.

Date: 2022-06-17 03:14 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Но хорошая игра актеров была и в других фильмах, например.
Я хочу сказать, что нелюбой фильм не-говно становился популярным.
Edited Date: 2022-06-17 03:15 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com - Date: 2022-06-17 04:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-17 04:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com - Date: 2022-06-17 05:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-06-17 05:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-06-16 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Кстати, если продолжить в том же духе, то супер-популярность "Рабыни Изауры", например — нужно объяснять тысячелетней рабской психологией русских и т.п. Так далеко можно уйти )

Date: 2022-06-17 02:35 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Я не смотрел, но допускаю что он привлек своей экзотичностью.

(no subject)

From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com - Date: 2022-06-17 02:49 am (UTC) - Expand

Date: 2022-06-16 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com
Интересная параллель

Date: 2022-06-17 02:33 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2022-06-17 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com
Как можно было смотреть это УГ - всегда для меня было тайной.
Впрочем, пожилых немцев он укладывал под стол.
https://niktoinikak.livejournal.com/656705.html
"Первые десять минут они сидели в полном молчании, подняв брови и широко раскрыв глаза. Потом они начали ржать. Потом они выпали из кресел и , извиваясь на полу, визжали, стонали, хрюкали... Потом, когда на экране появился еврей средних лет в гестаповской форме и по ходу действия выяснилось, что это - Мюллер... Нет, этого описать я уже не могу . Тут требуется гений Гомера..."

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 06:46 pm
Powered by Dreamwidth Studios