marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
        У меня возник следующий вопрос:
Возьмем например обычный день даманов (снимал в крепости Нимрода). Пока одни даманы едят листья на дереве
другие греются на солнце. Вдруг в небе возникает орел. Даманы сидящее на дереве продолжают кушать

А вот группа даманов греющихся на солнце прячется, за исключением самой крупной особи. Но когда орел улетает, все возвращаются обратно.

 То есть, лежание на солнце не бесплатно, а рискованное занятие.
      Меня заинтересовал тот факт, что многие животные получают энергию термическую от Солнца, но ни разу не возник процесс прямого преобразования энергии окисления в тепловую энергию (подобно тому как происходит при горении), хотя существует множество ферментов способных катализировать окисление самой разнообразной органики. Почему не возникло животное которое ферментативно окисляет всякую непереваренную целлюлозу и лигнин для самоподогрева вместо того, чтобы лежать на солнце с риском быть съеденным?

Date: 2022-10-29 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com
А может, дело в том, что на камнях этих серых поросят сверху легче заметить, чем на деревьях?

Date: 2022-10-30 04:42 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Разумеется, когда кто-то греется на солнце, он по определению будет заметен всем.

Date: 2022-10-29 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Скорее всего потому, что для выживания вида риск быть съеденным меньше затрат на такое использование целлюлозы и подобного. Т.е. солнечный свет и питание при угрозе хищника выгоднее, чем метаморфоза в нечто, умеющее обогревать себя съеденным.

Date: 2022-10-30 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Возможен конечно и такой вариант, хотя прямое окисление целлюлозы делает терморегуляцию еще и независимой от погоды.

Date: 2022-10-29 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] angora-isa.livejournal.com
А орлам что, с голоду сдохнуть?

Для теплокровных солнечные ванны — не столько, чтоб погреться, сколько для синтеза витамина D или гормонов. Тепло им всегда, когда еды хватает.
Плюс тепло от жизнедеятельности симбиотических микроорганизмов в ЖКТ.

Date: 2022-10-29 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] eohippus-k.livejournal.com
>>Тепло им всегда
Как теплокровный теплокровному — это не так.

Date: 2022-10-30 04:35 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Для теплокровных солнечные ванны — не столько, чтоб погреться, сколько для синтеза витамина D "
Не, в южном климате точно нет — солнца и так много.

Date: 2022-10-29 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Я тут недавно прочитал, что

'Лоренц стремился прояснить, чем мы, люди, схожи с животными и чем принципиально отличаемся от них. Субъективные переживания животных, их способности испытывать радость и страдание практически ничем не отличаются от таких способностей у нас.'

В этом духе они получают от лежания под солнцем удовольстие. Чем они хуже людей?

Date: 2022-10-30 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, конечно, он получает удовольствие. Но получение удовольствия — это все таки результат того, что животному нужно греться. Это стимул, возникший в мозгу, и если грение на солнце станет бесполезном, очень быстро эволюционирует животное не получающее от этого удовольствия.

Date: 2022-10-29 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
для переваривания целлюлозы нужен большой желудок, а для самоподогрева - большое тело. Вот коровы да, греются целлюлозой

Date: 2022-10-30 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"для переваривания целлюлозы нужен большой желудок,"
Да, потому что для окислительного фосфорилирования нужна глюкоза, которую сложно получить из целлюлозы. Если речь только о получении тепла, целлюлоза могла бы ферментативно окисляться с прямо в кишечнике. Получился бы горячий кишечник который бы грел весь остальной организм.

Date: 2022-10-29 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] witness2022.livejournal.com
такие жывотные уже есть
они скоро прилетят и поработят человечество :v

Date: 2022-10-30 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Рептилоиды?

(frozen)

Date: 2022-10-30 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
А разве теплокровные не используют часть энергии окисления для подогрева?
Просто у человека установлено нечто вроде датчика: здоров — получи 36,6; заболел — сейчас повысим температуру.
У других теплокровных другая температура нормальная, у собак 38,7.
(Да, у собак измеряется в другом месте)
Переваривающие целлюлозу тоже используют часть энергии для подогрева.
Лежание на солнце, мне кажется, просто для получения удовольствия.
Уличные кошки в жаркие дни устраиваются в тени, а когда не очень жарко, разваливаются на солнце.

(frozen)

Date: 2022-10-30 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"А разве теплокровные не используют часть энергии окисления для подогрева?"
Используют. Существует такой серый жир, в котором митохондрии не синтезируют АТП, а преобразуют протонный градиент в тепло. Недавно, подобные митохондрии были обнаружены в нейронах китообразных, китообразные так греют мозг.
Но для создания протонного градиента, митохондрии должны получать глюкозу и липиды — а получить из целлюлозы глюкозу сложно. Собственно, даманы были очень разнообразны в Африке, но все крупные виды даманов вымерли из-за конкуренции с жвачными, которые гораздо лучше переваривают растительный материал.
А вот окислять целлюлозу прямо в кишечнике, не расщепляя ее на глюкозу вроде бы не так сложно. То есть, греться можно было бы той целлюлозой, которая бы не переварилась и которой все равно бы покакали :)))

(frozen)

Date: 2022-10-30 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Мы устроены так, как устроены :)
Очень не рационально.
Чего только одно устройство глаза стоит: почти по центру сетчатки отверстие для нерва,
здравствуй, дорогое слепое пятно.
Плюс на самом деле мы видим все вверх ногами и зеркально, мозг потом выдает нам "правильную" картинку.

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-30 12:57 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-30 01:54 pm (UTC) - Expand

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com - Date: 2022-10-30 01:56 pm (UTC) - Expand

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-30 02:00 pm (UTC) - Expand

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com - Date: 2022-10-30 02:03 pm (UTC) - Expand

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com - Date: 2022-10-30 04:25 pm (UTC) - Expand

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com - Date: 2022-10-31 04:29 am (UTC) - Expand

Date: 2022-10-30 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] arkady margolin (from livejournal.com)

Повидимому животные лежат на солнце скорее для удовольствия, а не для обогрева. Наша кошка любит лежать на солнце даже в жаркие дни.

Date: 2022-10-30 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Но удовольствие то обычно связанно с функциональностью поведения. Мозг поощряет то поведение которое "полезно" организму.

(no subject)

From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com - Date: 2022-10-30 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-30 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com - Date: 2022-10-30 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-30 01:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-10-30 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
Да просто патент на ферментирование целлюлозы держат бактерии. И блокируют. Но, как опытные монополисты, готовы предоставить свои услуги всем желающим симбиоза. Естественно, не безвозмездно. ;)
Этот интересный вопрос — почему животные не используют некоторые ферменты, затрагивает Кукушкин в книге "Хлопок одной ладонью". Советую почитать, любопытные у него мысли.

Но есть и ещё один интересный момент. Большинство животных, включая людей, получают большое удовольствие от лежания на солнце, даже когда температура воздуха высокая, хотя, по факту, физиологическое состояние от этого ухудшается. Особенно это заметно, когда вы, к примеру, засыпаете на солнцепёке. Проснётесь в ужасном состоянии, даже без учёта ожогов. Хотя, если не заснёте, будет ещё ничего. То есть, у организма на жаре уходит много энергии на охлаждение. Вопрос — почему, тем не менее, срабатывает система поощрения?

И ещё, многие люди стремятся в тёплые страны, хотя вынуждены там всё время сидеть там в обнимку с кондиционерами и страдать на улице от жары. Но, всё равно стремятся! Странно это.

Date: 2022-10-30 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Да просто патент на ферментирование целлюлозы держат бактерии."
Но я то не про ферментированные, а окисление.

"когда вы, к примеру, засыпаете на солнцепёке."
Ну это не удовольствие, а разморило.

"И ещё, многие люди стремятся в тёплые страны, хотя вынуждены там всё время сидеть там в обнимку с кондиционерами и страдать на улице от жары. "
Так зато холодно не бывает, пол года в сандалиях и шортах ходить можно!

(no subject)

From: [identity profile] aadjo.livejournal.com - Date: 2022-10-30 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-30 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aadjo.livejournal.com - Date: 2022-10-30 02:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-30 05:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aadjo.livejournal.com - Date: 2022-10-30 06:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-30 06:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aadjo.livejournal.com - Date: 2022-10-31 03:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-31 03:59 am (UTC) - Expand

Date: 2022-10-30 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com
А человек вообще существо странное. Почему жители Крайнего Севера и горцы не уходят в более удобные регионы? Причём горцы - всегда очень смелые и рисковые. "Так жили наши отцы и деды, так и мы будем жить" - очень глубоко биологически встроено; не менять ничего без крайней необходимости.

(no subject)

From: [identity profile] aadjo.livejournal.com - Date: 2022-10-30 03:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-10-30 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] fryusha.livejournal.com
Vainshtein, M., Delegan, Y. Intracellular Sulfur Inclusions: Source of Energy or Heater?. Curr Microbiol 78, 2471–2473 (2021). https://doi.org/10.1007/s00284-021-02524-7

Date: 2022-10-30 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Спасибо! Интересно!
Собственно, интересно проверить, реально ли бактерия нагревается в результате полимеризации серы.

Date: 2022-10-30 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com
Как написала дочка, даманы выглядят как суслики, но по видовой принадлежности ближе к слонам.
Слонам ли боятся каких-то орлов!

Date: 2022-10-30 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну это очень маленькие родственники слонов! :))

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2022-10-30 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-30 09:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2022-10-30 09:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-30 09:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2022-10-30 10:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-10-31 04:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2022-10-31 05:01 am (UTC) - Expand

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 04:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios