marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      Очень часто говорят, что люди идут в науку из-за любопытства. У меня интересный вопрос, какое из любопытств играет бОльшую роль: любопытство к окружающему миру или любопытство к собственным возможностям, "смогу ли я открыть что-то значимое и другим неизвестное", так сказать.
      Алхимики то шли в алхимию по-видимому ради шанса эпохальных открытий философского камня и эликсира молодости, это что-то вроде выиграть многомиллионный приз в лотерею (огромный приз с очень маленьким шансом). Ни один ученый индивидуально разумеется не сможет открыть что-то с подобным размахом, в этом плане ученые конечно уступают алхимикам.

Date: 2023-12-24 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] telepuzpuz.livejournal.com
По разным причинам! Есть ученые-энтузиасты, они ничем больше не хотят заниматься, кроме того к чему привыкли, удовлетворяя любопытство. А есть ученые- бизнесмены. Таких стало большинство среди молодых. Для них любое исследование - это бизнес проект.

Date: 2023-12-24 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Мне кажется, на науке много денег не сделаешь. Деньги можно сделать на ее applications

Date: 2023-12-24 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] penetrat0r.livejournal.com
Для удовлетворения собственного любопытства за казенный счёт :)

ЗЫ. Пока я наукой занимался, у меня, пожалуй, оба варианта присутствовали.

Date: 2023-12-24 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2023-12-24 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Точно не второе является основным. Для этого мотива есть гораздо более подходящие сферы деятельности с очень четким и достижимым критерием.

Date: 2023-12-24 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, но и для первого есть более подходящие. В этом и вопрос, зачем люди идут в науку? Явно не из-за денег...


Я тоже мог прославиться в другом,
Я тоже мог, иному вняв напеву,
Стать мореходом или игроком...


(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2023-12-24 03:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-24 03:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2023-12-24 03:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-24 04:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zarathustra66.livejournal.com - Date: 2023-12-24 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-24 07:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2023-12-24 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-24 06:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2023-12-24 07:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-24 07:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2023-12-24 07:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-24 09:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2023-12-24 09:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alga.livejournal.com - Date: 2023-12-24 06:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-24 09:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] telepuzpuz.livejournal.com - Date: 2023-12-24 03:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-24 03:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-24 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] albetina.livejournal.com

Из личных наблюдений — скорее, из любопытства.

Date: 2023-12-24 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Спасибо!
(deleted comment)

Date: 2023-12-24 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно, сам такое наблюдал. Люди получают tenure — и успокаиваются на этом.

(no subject)

From: [identity profile] xaxam.livejournal.com - Date: 2023-12-26 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-26 07:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-24 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] polovtsev2.livejournal.com

В науку идут потому, что заниматься научной деятельностью, даже если это что-то кропотливое и требующее усидчивости, всё равно интереснее, чем то, чем занимается 99% людей.

Edited Date: 2023-12-24 05:43 pm (UTC)

Date: 2023-12-24 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, лично мне интереснее. Но это же не единственная интересная работа, причем отнюдь не самая высокооплачиваемая.

(no subject)

From: [identity profile] polovtsev2.livejournal.com - Date: 2023-12-25 05:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 05:56 am (UTC) - Expand

Date: 2023-12-24 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] iampuding.livejournal.com
любопытство - главный мотив, несомненно

Date: 2023-12-24 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2023-12-24 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] libertarianne.livejournal.com
А разве это не постепенный выбор, который происходит на многих стадиях, где отсеиваются разные варианты? Сначала школа с олимпиадами — о, получается и интересно, пойду на биофак, например. Потом на биофаке преподы и менторы, кого-то отмечают, кого-то отметают. Кого отмечают уже понимает, что у него есть дополнительные очки, если он останется на кафедре, например, или пойдет в аспирантуру. Итд. И идентичность формируется вокруг этого успеха. Часто мотивация выбора — успешность в сфере.

Date: 2023-12-24 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ой какая хорошая мысль! Да. успешность в научной области человек начинает ощущать рано, еще в школе.

Date: 2023-12-24 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] pezda-hollywuda.livejournal.com

ой, в СССР шли, а в Рф часто идут в науку для того, чтобы ничего особенного не делать...

Date: 2023-12-24 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Но ничего не делать можно и без стольких лет учебы....

(no subject)

From: [identity profile] pezda-hollywuda.livejournal.com - Date: 2023-12-25 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 05:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-24 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kotmotina.livejournal.com

Так не у всех получается, кто хочет. Из приходящих на практику для бакалаврского или магистерского диплома у нас задерживаются в лаборатории после выпуска один на 10 студентов, в лучшем случае. Как правило, большинству поначалу интересно, но когда выясняется, что надо пахать, энтузиазм улетучивается. Вот и остаются самые мотивированные и терпеливые. И денег поначалу студенты особо не зарабатывают.

Date: 2023-12-24 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Так я и спрашиваю — что именно за мотивация заставляет преодолевать трудности?

Edited Date: 2023-12-24 08:57 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] kotmotina.livejournal.com - Date: 2023-12-24 09:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 04:45 am (UTC) - Expand

Date: 2023-12-24 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] enka-letka.livejournal.com
>> любопытство к окружающему миру - сначала скорее это, но что остаться и не вылететь нужно подключить и второй фактор. В современном мире НЕчестолюбивый ученый - это редкость :( Увы.

Date: 2023-12-24 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, согласен.

Date: 2023-12-24 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] filosof-a.livejournal.com
Удовлетворение любопытства за счет государства, как сказал Арцимович.
Но это не точно.
Точнее сказать так: "Наука это хобби, которое можно оплачивать за счет государства".
Другой вопрос, в чем состоит ваше хобби. )

Date: 2023-12-24 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Но это хобби включает написание статей, грантов и еще кучу подобного — то есть все таки не совсем хобби...

(no subject)

From: [identity profile] filosof-a.livejournal.com - Date: 2023-12-25 03:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 04:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com - Date: 2023-12-25 05:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com - Date: 2023-12-25 05:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 05:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com - Date: 2023-12-25 06:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 10:42 am (UTC) - Expand

Date: 2023-12-24 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com

Мне встречалась альтруистическая мотивация — добыть знаний для блага человечества (разного, например, лекарство от рака, потому что близкий человек от него умер).


Но обычно все-таки любопытство, а еще склонность к такому образу жизни.


Про амбициозность мне сложно сказать, это не к моей сфере традиционно, тут успешный успех может быть только среди своих. Мне одно время этого хотелось, но потом я попила антидепрессанты смирилась с тем, что не будет, пострадала только локальная наукометрия, хехе.

Date: 2023-12-25 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Мне встречалась альтруистическая мотивация"


Да, я тоже про такое слышал — но это по любому относится к очень ограниченному контингенту (сколько их, работающих с раком?)


Ну то что успешный успех среди своих — так это ж на то и референтная группа.

(no subject)

From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com - Date: 2023-12-26 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-26 07:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-24 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] witness2022.livejournal.com
Я в науку попал почти случайно
Просто им надо было над кем-то ставить опыты

Date: 2023-12-24 11:14 pm (UTC)
From: [identity profile] Евгений Городецкий (from livejournal.com)

Это интересный вопрос, и ответ сильно зависит от области науки. В абстрактных науках психи одиночки по прежнему не редкость, гляньте на математику. То какой-нибудь Манолеску выскочит, то Хейлс то еще кто.
В целом же время таких homo universalis как Ломоносов конечно прошло. Объем знаний и умений для подтверждения какого-либо факта размазывается на сотни миллионов человекочасов и тысячи разных компетенций. Но нам ведь не обязательны люди с шилом в жопе, которые желают недостижимого? Достаточно суметь увеличить, к примеру, прочность углеволоконных конструкций на 30% и уже немалый шажок. А кто это сделает, конструктор или химик не важно. Может идея совместить некие открытия вообще взбредет в головы какому-нибудь вонючему торгашу, бывает и такое. Вот идут люди и верят что что-то такое смогут.
Так что еще не завтра наука закончится и люди побегут по церквям пробивать лбом пол во славу мумбы-юмбы.

Date: 2023-12-25 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2023-12-25 12:40 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
И то и другое. И лучше без хлеба. (В каждой шутке есть доля шутки...)

Date: 2023-12-25 04:43 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2023-12-25 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com

Есть люди, которым нравится быть начальниками людей, а есть — которым нравится быть начальниками вещей. Из последний получаются искусники: левши разные, инженеры, ну и ученые — командиры пробирок. Щелкнешь над пробирками кнутом — они слушаются. Или не слушаются, тогда их приходится побеждать. Как компьютерная игра, только за это еще и платят. Фан, одним словом.

Date: 2023-12-25 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну тогда уж инженер, потому что как мне кажется, ученый — посредственный командир над пробирками. Он хочет, что бы в пробирке стало синенько, а оно там то красненько, то желтенько, то вообще докторант эту пробирку случайно разбил... Пока эта пробирка синенькой станет — год пройдет :(((

(no subject)

From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com - Date: 2023-12-25 06:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 10:27 am (UTC) - Expand

Date: 2023-12-25 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com

Был такой анекдот: ассимилированная еврейская семья обсуждает, делать ли новорожденному младенцу обрезание. Одни говорят, — суеверие, другие — что медицина рекомендует. Решили спросить тётю Цыпу, старейшую и мудрейшую в семье.
— Не понимаю, об чём разговор. Прежде всего, это красиво!


Занятие наукой — очень во многом сродни занятиям живописью или музыкой. Ну, или путешествиям по живописным неизведанным местам. По крайней мере, занятие математикой.

Date: 2023-12-25 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Согласен насчет путешествий (в музыке и живописи не разубираюсь). Но только уж больно наука абстрактна и сложен путь в нее (нужно получить три степени). И кстати, область путешествий в науке резко ограничена. Я боюсь, что если Вы или я заинтересуемся геологией или астрономией, нас туда просто не возьмут. Мы можем путешествовать только в достаточно узкой области.

(no subject)

From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com - Date: 2023-12-26 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-26 07:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com - Date: 2023-12-26 07:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-25 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ploni-aloni.livejournal.com

Я полагаю, что любопытство это необходимое условие. Как невозможно стать музыкантом без чувства ритма (именно ритма, а не слуха), так невозможно стать ученым без любопытства, сколько не учись (т.е. не развивай слух и технику).


А что является достаточным условием я не знаю. Можно сказать что-нибудь старомодное типа "призвание"? :)


— פ.א.

Date: 2023-12-25 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я согласен, что человек не пойдет в науку без любознательности. Но ведь эту же любознательность можно удовлетворять и другими способами. Вот например я подумал — если бы мои родители уехали из СССР в 1973 году и я бы вырос в Израиле или США, не пошел бы я например в финансовые аналитики (тоже интеллектуальная сфера), а на заработанные деньги удовлетворял бы любознательность путешествиями, чтением, и т.д.

(no subject)

From: [identity profile] ploni-aloni.livejournal.com - Date: 2023-12-25 12:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ploni-aloni.livejournal.com - Date: 2023-12-25 03:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 04:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ploni-aloni.livejournal.com - Date: 2023-12-25 05:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 07:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ploni-aloni.livejournal.com - Date: 2023-12-25 07:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 07:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ploni-aloni.livejournal.com - Date: 2023-12-25 04:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ploni-aloni.livejournal.com - Date: 2023-12-25 05:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-25 07:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-30 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] lesoto.livejournal.com

У меня — второй вариант, но я не профессиональный ученый

Date: 2023-12-30 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо!

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 08:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios