marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      Есть такое движение Эффективный альтруизм. Его сторонники призывают людей жертвовать на альтруизм самым эффективным образом. Движение это, насколько я понимаю, популярно среди интеллектуальной (кажется, в основном секулярной еврейской) элиты, но в прошлом году о нем узнал наконец и обычный обыватель: один из наиболее эффективных альтруистов сел за растрату нескольких миллиардов долларов.
      Основатель движения начинает свое объяснение концепции с примера: "Вы идете в модной одежде около мелкого пруда и видите тонущего там ребенка. Ведь вы же наверняка броситесь его спасать, даже не смотря на то что вы испортите свою одежду?" И дальше автор развивает свою мысль о необходимости тратить ресурсы чтобы сделать мир лучше [*]. То что меня заинтересовало в этом примере - это то что предполагается как данность что человек будет жертвовать одеждой ради спасения ребенка. Но ведь скорее всего, у ребенка есть родители - они не будут ли рады купить новую одежду герою и может быть даже чем-то его наградить? Похоже что нет. Мы слышим регулярно о героях спасающих кого-нибудь, и практически не слышим о том, что спасенные отблагодарили спасителя не только на словах. Такой расклад говорит нам что-то о восприятии героизма и альтруизма в нашем обществе.

*Все таже каббалистическая идея Тикун Улям, похоже.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2024-03-24 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nik-rasov.livejournal.com

Года за три до того времени, о котором идет речь, мы гуляли по берегу Москвы-реки в Лужниках, то есть по другую сторону Воробьевых гор. У самой реки мы встретили знакомого нам француза-гувернера в одной рубашке; он был перепуган и кричал: «Тонет! тонет!» Но прежде, нежели наш приятель успел снять рубашку или надеть панталоны, уральский казак сбежал с Воробьевых гор, бросился в воду, исчез и через минуту явился с тщедушным человеком, у которого голова и руки болтались, как платье, вывешенное на ветер; он положил его на берег, говоря: «Еще отходится, стоит покачать».


Люди, бывшие около, собрали рублей пятьдесят и предложили казаку. Казак без ужимок очень простодушно сказал: «Грешно за эдакое дело деньги брать, и труда, почитай, никакого не было, ишь какой, словно кошка. А впрочем, – прибавил он, – мы люди бедные, просить не просим, ну, а коли дают, отчего не взять, покорнейше благодарим». Потом, завязавши деньги в платок, он пошел пасти лошадей на гору. Мой отец спросил его имя и написал на другой день о бывшем Эссену. Эссен произвел его в урядники. Через несколько месяцев явился к нам казак и с ним надушенный, рябой, лысый, в завитой белокурой накладке немец; он приехал благодарить за казака, – это был утопленник. С тех пор он стал бывать у нас.
Герцен Былое и думы


Date: 2024-03-24 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com

Мы слышим регулярно о героях спасающих кого-нибудь, и практически не слышим о том, что спасенные отблагодарили спасителя не только на словах


Если герою заплатили, то он как бы и не совсем герой уже. Большинство людей разделяют ситуации. в которых естественны альтруистичные и товарно-денежные отношения. Увидев, что сосед или соседка мучается и не может что-то затащить наверх. я, возможно окажу альтруистичную помощь. И запомню, что сделал доброе дело и тоже могу о чем-нибудь соседа попросить при случае :) Но удивлюсь, если соседка попробует нанять меня работать грузчиком.


Может также от социального слоя зависеть. В примере из Герцена в комментарии, казаку было естественно предложить деньги. Но совать купюры спасшему ребенка дворянину вряд ли кто-нибудь рискнул бы.

Edited Date: 2024-03-24 06:18 pm (UTC)

Date: 2024-03-24 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] langelino.livejournal.com
Был очень старый фильм с Шалевичем и Борисовой. Она в маленьком городке была местной девушкой пониженной социальной ответственности. Он приехал туда толи в командировку толи по распределению, любовь морковь. Поженились, она родила тройню. Он в пруду или речке спас тонущего ребенка и сам утонул. И благодарные родители единоразово принесли вдове с 3я малышами игрушки. И все. Меня это еще тогда резануло. А в фильме это было нормально. Расчитывать на благодарность родителей не стоит.

Date: 2024-03-24 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] lx-photos.livejournal.com

Альтруизм — это не когда с расчётом на благодарность.

Date: 2024-03-24 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] agni-8.livejournal.com

предполагается как данность что человек будет жертвовать одеждой ради спасения ребенка. 
Предполагается нормальный, душевно здоровый человек. Для такого действительно данность — спасти ребенка, тем более, не рискуя собственной жизнью.


 и практически не слышим о том, что спасенные отблагодарили спасителя не только на словах. 
По-разному бывает. Порой благодарят и уходят, порой вводят спасителя в круг семьи, как родственника, как лучшего друга.


Date: 2024-03-24 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ester-haya.livejournal.com

В принципе не вижу ничего плохого в желании отблагодарить, в том числе материально, того кто сделал тебе что-то хорошее. Но, имхо, когда видишь, что кому-то нужна помощь и у тебя есть возможность помочь, просто помогаешь, не задумываясь о том, чем и кто тебе за это заплатит и заплатит ли вообще. Просто потому, что это хорошо и правильно. А чувствовать себя хорошим человеком, совершившим хороший поступок, приятно.

Date: 2024-03-24 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно.

Date: 2024-03-24 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] deaht-freedom.livejournal.com

Именно так. Спасти чужого ребёнка, а своих оставить сиротами. Особенно смешно когда добродетельный отец семейства бросается спасать ребёнка из семьи алкашей или нариков (которые особо и не переживают за судьбу своего дефективного отпрыска, мол если утонет, то туды ему и дорога, не беда, новых детей нарожаем ещё), а сам погибает или его дети погибают.


Альтруизхм это круто. Пускай собственной жене и детям будет плохо, лишь бы чужая жена и чужие дети радовались.

Edited Date: 2024-03-24 08:29 pm (UTC)

Date: 2024-03-24 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Отличный пример!

Date: 2024-03-24 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Вот-вот. Очень распространенная ситуация.

Date: 2024-03-24 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Чаще всего первое.

Date: 2024-03-24 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com
По-моему, пример какой-то натянутый в том, что одежда от пребывания в пруду испортится. Что там сейчас модно носить???

Могут ли родители купить новую чудо-одежду — заранее неизвестно, а альтруизм предполагает ценность жизни как таковой, в том числе и жизней бедных людей.

Date: 2024-03-24 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] deaht-freedom.livejournal.com

А если парень шёл в дорогой одежде сделать предложение девушке, может планировалось пожениться и детей завести, а из-за героического нырка в воду ради левого ребёнка он стал выглядеть как обормот? Это может перечеркунть все планы. Финита ля комедия, как говорится... Потом герой будет вспоминать на что он разменял свою судьбу, и как могло бы всё хорошо сложиться, если бы не проклятый комплекс спасателя, сработавший в самый неподходящий момент...

Date: 2024-03-24 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Такой расклад говорит нам что-то о восприятии героизма и альтруизма в нашем обществе.

Конечно говорит, ведь альтруизм никак не связан с получением вознаграждения за поступок — иначе он будет называться оказанием услуг или сервисом.

Date: 2024-03-24 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Если герою заплатили, то он как бы и не совсем герой уже."


Именно! Герой — он должен именно облагодетельствовать, иначе не прокатит.


"В примере из Герцена в комментарии, казаку было естественно предложить деньги. Но совать купюры спасшему ребенка дворянину вряд ли кто-нибудь рискнул бы."


Да, это просто негативное отношение к деньгам, как к чему-то грязному.




Date: 2024-03-24 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"А чувствовать себя хорошим человеком, совершившим хороший поступок,"


Да, согласен, люди хотят чувствовать себя хорошими. Я об этом как-то писал: https://marigranula.livejournal.com/381122.html (https://marigranula.livejournal.com/381122.html)

Date: 2024-03-24 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] agni-8.livejournal.com
Вы серьезно или так шутите? Будь я девушкой этого парня, после этого поступка зауважала бы его с нездешней силой. И перед подругами хвасталась: у меня настоящий мужчина, а у вас кто? Слабаки с надушенным фейсом...)

Впрочем, в этом еще и разница поколений.

Date: 2024-03-24 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] deaht-freedom.livejournal.com

По-моему, это не настоящий мужчина, а наивный и доверчивый растяпа. А мудрый мужчина должен беречь себя и своих близких прежде всего, и не рисковать в ущерб семье, так мои армянские папа и мама мне объясняли.


Девушка уважает парня за хорошее отношение к НЕЙ и за силу\способность развивать отношения, несмотря на помехи из внешнего мира. А если парень легко отвлекается на разные помехи, не отделяет главное от второстепенного, то перспективы с ним нет.


Хвастаться перед подругами? Это женщины истероидного характера, они любят строить свою жизнь на показ подругам.



Но лучше уж живой слабак с надушенным фейсом, чем мёртвый герой. Лучше живому псу, чем мёртвому льву, сказал ещё Соломон.

Date: 2024-03-24 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] agni-8.livejournal.com
Да, разница поколений.
Отличная тема для диссертации. Жаль, с официальной наукой покончила много лет назад. )

Есть сообщество в ВК, где обсуждаются такие случаи. Реальные, не гипотетические.
Ваши доводы там весьма популярны. Правда, для определенного среза.

Date: 2024-03-24 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kruglov.livejournal.com

Вы попробуйте кого-то спасти. Потом этот день будете вспоминать как самый счастливый в жизни...

Date: 2024-03-24 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com

Да, это просто негативное отношение к деньгам, как к чему-то грязному.


Скорее, разделение ситуаций, которые в том или ином круге общества принято увязывать с деньгами. Карточный долг — вещь серьезная, неплательщик рискует честью. Но если тебе сослуживец-офицер спас жизнь в Бородинской битве, то деньгами это не окупается.


Короче. всегда и в любом обществе есть темы и действия, которые в деньги не переводятся.


Date: 2024-03-25 01:06 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
"Истинное благородство в том и состоит, что за него не ждут награды!" — Не помню кто сказал, го полностью согласен. Альтруизм — это намеренное жертвование своими интересами в пользу другого. Если человек заранее рассчитывает получить за это какую-то выгоду, т.е., соблюсти свой интерес, то это не альтруизм, а навязанная услуга.

Date: 2024-03-25 01:24 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
Если девушка, узнав, что произошло, после этого откажет ему только потому, что он в мокром костюме, нафиг такая девушка нужна? Это как раз большая удача для него, что её суть выяснилась до свадьбы. Но, хотелось бы посмотреть, как она будет реагировать, если её собственный ребенок начнёт тонуть, а мужчина, могущий его спасти, скажет: "Извините, помочь не могу. У меня важное свидание, боюсь костюм испачкать!". Сомневаюсь, что она скажет: "Да, конечно, я понимаю!"

Date: 2024-03-25 01:47 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
То есть, увидев тонущего ребёнка надо сначала выяснить кто его родители и попросить у них справку от нарколога? Получается — ребенок должен ответить за своих родителей? Он-то сам ещё не алкаш и не нарик, скорее всего. По Вашему спасение — это одолжение родителям, а не самому спасаемому?

Date: 2024-03-25 05:06 am (UTC)
spamsink: (blessed)
From: [personal profile] spamsink

Нет ли в самой постановке вопроса ненавистного эйджизма?

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 11th, 2026 07:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios