marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      Есть такое движение Эффективный альтруизм. Его сторонники призывают людей жертвовать на альтруизм самым эффективным образом. Движение это, насколько я понимаю, популярно среди интеллектуальной (кажется, в основном секулярной еврейской) элиты, но в прошлом году о нем узнал наконец и обычный обыватель: один из наиболее эффективных альтруистов сел за растрату нескольких миллиардов долларов.
      Основатель движения начинает свое объяснение концепции с примера: "Вы идете в модной одежде около мелкого пруда и видите тонущего там ребенка. Ведь вы же наверняка броситесь его спасать, даже не смотря на то что вы испортите свою одежду?" И дальше автор развивает свою мысль о необходимости тратить ресурсы чтобы сделать мир лучше [*]. То что меня заинтересовало в этом примере - это то что предполагается как данность что человек будет жертвовать одеждой ради спасения ребенка. Но ведь скорее всего, у ребенка есть родители - они не будут ли рады купить новую одежду герою и может быть даже чем-то его наградить? Похоже что нет. Мы слышим регулярно о героях спасающих кого-нибудь, и практически не слышим о том, что спасенные отблагодарили спасителя не только на словах. Такой расклад говорит нам что-то о восприятии героизма и альтруизма в нашем обществе.

*Все таже каббалистическая идея Тикун Улям, похоже.

Date: 2024-03-24 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nik-rasov.livejournal.com

Года за три до того времени, о котором идет речь, мы гуляли по берегу Москвы-реки в Лужниках, то есть по другую сторону Воробьевых гор. У самой реки мы встретили знакомого нам француза-гувернера в одной рубашке; он был перепуган и кричал: «Тонет! тонет!» Но прежде, нежели наш приятель успел снять рубашку или надеть панталоны, уральский казак сбежал с Воробьевых гор, бросился в воду, исчез и через минуту явился с тщедушным человеком, у которого голова и руки болтались, как платье, вывешенное на ветер; он положил его на берег, говоря: «Еще отходится, стоит покачать».


Люди, бывшие около, собрали рублей пятьдесят и предложили казаку. Казак без ужимок очень простодушно сказал: «Грешно за эдакое дело деньги брать, и труда, почитай, никакого не было, ишь какой, словно кошка. А впрочем, – прибавил он, – мы люди бедные, просить не просим, ну, а коли дают, отчего не взять, покорнейше благодарим». Потом, завязавши деньги в платок, он пошел пасти лошадей на гору. Мой отец спросил его имя и написал на другой день о бывшем Эссену. Эссен произвел его в урядники. Через несколько месяцев явился к нам казак и с ним надушенный, рябой, лысый, в завитой белокурой накладке немец; он приехал благодарить за казака, – это был утопленник. С тех пор он стал бывать у нас.
Герцен Былое и думы


Date: 2024-03-24 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Отличный пример!

Date: 2024-03-24 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com

Мы слышим регулярно о героях спасающих кого-нибудь, и практически не слышим о том, что спасенные отблагодарили спасителя не только на словах


Если герою заплатили, то он как бы и не совсем герой уже. Большинство людей разделяют ситуации. в которых естественны альтруистичные и товарно-денежные отношения. Увидев, что сосед или соседка мучается и не может что-то затащить наверх. я, возможно окажу альтруистичную помощь. И запомню, что сделал доброе дело и тоже могу о чем-нибудь соседа попросить при случае :) Но удивлюсь, если соседка попробует нанять меня работать грузчиком.


Может также от социального слоя зависеть. В примере из Герцена в комментарии, казаку было естественно предложить деньги. Но совать купюры спасшему ребенка дворянину вряд ли кто-нибудь рискнул бы.

Edited Date: 2024-03-24 06:18 pm (UTC)

Date: 2024-03-24 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Если герою заплатили, то он как бы и не совсем герой уже."


Именно! Герой — он должен именно облагодетельствовать, иначе не прокатит.


"В примере из Герцена в комментарии, казаку было естественно предложить деньги. Но совать купюры спасшему ребенка дворянину вряд ли кто-нибудь рискнул бы."


Да, это просто негативное отношение к деньгам, как к чему-то грязному.




(no subject)

From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com - Date: 2024-03-24 10:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-03-25 05:43 am (UTC) - Expand

Date: 2024-03-24 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] langelino.livejournal.com
Был очень старый фильм с Шалевичем и Борисовой. Она в маленьком городке была местной девушкой пониженной социальной ответственности. Он приехал туда толи в командировку толи по распределению, любовь морковь. Поженились, она родила тройню. Он в пруду или речке спас тонущего ребенка и сам утонул. И благодарные родители единоразово принесли вдове с 3я малышами игрушки. И все. Меня это еще тогда резануло. А в фильме это было нормально. Расчитывать на благодарность родителей не стоит.

Date: 2024-03-24 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] deaht-freedom.livejournal.com

Именно так. Спасти чужого ребёнка, а своих оставить сиротами. Особенно смешно когда добродетельный отец семейства бросается спасать ребёнка из семьи алкашей или нариков (которые особо и не переживают за судьбу своего дефективного отпрыска, мол если утонет, то туды ему и дорога, не беда, новых детей нарожаем ещё), а сам погибает или его дети погибают.


Альтруизхм это круто. Пускай собственной жене и детям будет плохо, лишь бы чужая жена и чужие дети радовались.

Edited Date: 2024-03-24 08:29 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] aadjo.livejournal.com - Date: 2024-03-25 01:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] deaht-freedom.livejournal.com - Date: 2024-03-26 11:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aadjo.livejournal.com - Date: 2024-03-26 02:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] deaht-freedom.livejournal.com - Date: 2024-04-09 06:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-03-24 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Вот-вот. Очень распространенная ситуация.

Date: 2024-03-24 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] lx-photos.livejournal.com

Альтруизм — это не когда с расчётом на благодарность.

Date: 2024-03-24 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно.

Date: 2024-03-24 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] agni-8.livejournal.com

предполагается как данность что человек будет жертвовать одеждой ради спасения ребенка. 
Предполагается нормальный, душевно здоровый человек. Для такого действительно данность — спасти ребенка, тем более, не рискуя собственной жизнью.


 и практически не слышим о том, что спасенные отблагодарили спасителя не только на словах. 
По-разному бывает. Порой благодарят и уходят, порой вводят спасителя в круг семьи, как родственника, как лучшего друга.


Date: 2024-03-24 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Чаще всего первое.

Date: 2024-03-24 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] deaht-freedom.livejournal.com

А если парень шёл в дорогой одежде сделать предложение девушке, может планировалось пожениться и детей завести, а из-за героического нырка в воду ради левого ребёнка он стал выглядеть как обормот? Это может перечеркунть все планы. Финита ля комедия, как говорится... Потом герой будет вспоминать на что он разменял свою судьбу, и как могло бы всё хорошо сложиться, если бы не проклятый комплекс спасателя, сработавший в самый неподходящий момент...

(no subject)

From: [identity profile] agni-8.livejournal.com - Date: 2024-03-24 08:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] deaht-freedom.livejournal.com - Date: 2024-03-24 09:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kruglov.livejournal.com - Date: 2024-03-24 09:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] deaht-freedom.livejournal.com - Date: 2024-03-26 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kruglov.livejournal.com - Date: 2024-03-26 11:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] deaht-freedom.livejournal.com - Date: 2024-03-26 11:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aadjo.livejournal.com - Date: 2024-03-25 01:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] deaht-freedom.livejournal.com - Date: 2024-03-26 11:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aadjo.livejournal.com - Date: 2024-03-26 03:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-03-24 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ester-haya.livejournal.com

В принципе не вижу ничего плохого в желании отблагодарить, в том числе материально, того кто сделал тебе что-то хорошее. Но, имхо, когда видишь, что кому-то нужна помощь и у тебя есть возможность помочь, просто помогаешь, не задумываясь о том, чем и кто тебе за это заплатит и заплатит ли вообще. Просто потому, что это хорошо и правильно. А чувствовать себя хорошим человеком, совершившим хороший поступок, приятно.

Date: 2024-03-24 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"А чувствовать себя хорошим человеком, совершившим хороший поступок,"


Да, согласен, люди хотят чувствовать себя хорошими. Я об этом как-то писал: https://marigranula.livejournal.com/381122.html (https://marigranula.livejournal.com/381122.html)

Date: 2024-03-24 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com
По-моему, пример какой-то натянутый в том, что одежда от пребывания в пруду испортится. Что там сейчас модно носить???

Могут ли родители купить новую чудо-одежду — заранее неизвестно, а альтруизм предполагает ценность жизни как таковой, в том числе и жизней бедных людей.

Date: 2024-03-25 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"что одежда от пребывания в пруду испортится. "


Хорошо, мой личный пример — я однажды помогал вытащить из под вагона метро женщину которая под поезд упала и ей ногу отрезало. Одежду так до конца отстирать не удалось — хотя она была походная, так что не так страшно. так что вариант кого-то спасаешь и портишь одежду вполне реален.

(no subject)

From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com - Date: 2024-03-25 07:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-03-25 07:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com - Date: 2024-03-25 08:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-03-25 10:31 am (UTC) - Expand

Date: 2024-03-24 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Такой расклад говорит нам что-то о восприятии героизма и альтруизма в нашем обществе.

Конечно говорит, ведь альтруизм никак не связан с получением вознаграждения за поступок — иначе он будет называться оказанием услуг или сервисом.

Date: 2024-03-25 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я имел ввиду, что в нашем обществе, героизм=альтруизм.

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-03-25 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-03-25 05:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-03-24 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] agni-8.livejournal.com
Да, разница поколений.
Отличная тема для диссертации. Жаль, с официальной наукой покончила много лет назад. )

Есть сообщество в ВК, где обсуждаются такие случаи. Реальные, не гипотетические.
Ваши доводы там весьма популярны. Правда, для определенного среза.

Date: 2024-03-25 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Жаль, с официальной наукой покончила много лет назад. "


А Вы в какой области работали?

(no subject)

From: [identity profile] agni-8.livejournal.com - Date: 2024-03-25 07:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-03-25 10:25 am (UTC) - Expand

Date: 2024-03-25 01:06 am (UTC)
From: [identity profile] aadjo.livejournal.com
"Истинное благородство в том и состоит, что за него не ждут награды!" — Не помню кто сказал, го полностью согласен. Альтруизм — это намеренное жертвование своими интересами в пользу другого. Если человек заранее рассчитывает получить за это какую-то выгоду, т.е., соблюсти свой интерес, то это не альтруизм, а навязанная услуга.

Date: 2024-03-25 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

" а навязанная услуга."


Ну если ребенок орет "спасите" — то не навязанная :))

(no subject)

From: [identity profile] aadjo.livejournal.com - Date: 2024-03-25 06:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-03-25 07:35 am (UTC) - Expand

Date: 2024-03-25 05:06 am (UTC)
spamsink: (blessed)
From: [personal profile] spamsink

Нет ли в самой постановке вопроса ненавистного эйджизма?

Date: 2024-03-25 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Пожалуй, что есть :))

Date: 2024-03-25 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] pratto.livejournal.com

>>> Мы слышим регулярно о героях спасающих кого-нибудь, и практически не слышим о том, что спасенные отблагодарили спасителя не только на словах.


И очень хорошо. Иначе спасителям пришлось бы каждый раз спасаться бегством от желающих как следует отблагодарить .


Date: 2024-03-25 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

В каком смысле?

(no subject)

From: [identity profile] pratto.livejournal.com - Date: 2024-03-25 11:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-03-25 11:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pratto.livejournal.com - Date: 2024-03-25 11:20 am (UTC) - Expand

Date: 2024-03-25 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] kruglov.livejournal.com

"...Среди людей есть немало таких, которые, казалось бы, делают много доброго и оказывают помощь, но лишь для того, чтобы снискать себе благодарность.


При даянии у них есть только холодный расчёт. Действует только рассудочная сообразительность. Некоторые из них в какой-то момент, пожалуй, предлагают помощь в порыве чувства, но затем всё время стремятся напомнить об этом тому, кто некогда получил помощь, и ожидают от него благодарности в течение всей жизни!


Люди такого рода хуже самых страшных ростовщиков. Они не стесняются ожидать пожизненного рабства от тех, кому когда-то оказали помощь.


Этим они не только уничтожают ценность прежней помощи перед самими собой и для самих себя, но и сковывают себя, взваливая на себя огромную вину. Это презренные создания, недостойные того, чтобы дышать хотя бы час в Творении, наслаждаться его милостями, которые Творец заново дарует им с каждым мгновением. Это самые неверные из всех слуг, они непременно будут отринуты по собственной вине.


Но именно такие кичатся земной моралью, и их поддерживают земные моралисты, которые высокопарными словами постоянно стараются продвигать такие же ложные воззрения на долг благодарности и этим культивируют то, что, согласно Первозданным Законам Творения, относится к величайшей безнравственности."


Абд-ру-шин, из доклада "Благодарность"

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 05:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios