marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      Человек ведет себя зачастую нерационально: делает то, что ему приносит только вред, не делает то что ему принесет пользу, обманывает себя, и т.д. Почему же Homo sapiens c его нерациональным поведением не вымер, вытесненный в процессе эволюции каким-нибудь рациональным Homo economicus?
      Я вспомнил сцену из Фантазии:

На ней, одна половина кентавра заставляет делать что-то вторую половину кентавра, причем явно результат полезен для всего кентавра "целиком". А что, если у человека параллельно действует несколько полностью рациональных когнитивных процесса, каждый из которых может повлиять на другие когнитивные процессы, и совместно - на поведение? Например, каждый когнитивный процесс создает определенные ощущения и эмоции, которые влияют на все другие когнитивные процессы (как кентавриха прыгает из-за того что ощущает боль от стегающего ее прута). Вот эти то попытки повлиять на другие когнитивные процессы напоминают "со стороны" стегание самого себя прутом и выглядят как нерациональные (хотя они являются вполне рациональными с точки зрения этих когнитивных процессов).
ps Сразу хочу сказать, что речи о раздвоении личности не идет: личность одна, и она формируется "консенсусом" всех когнитивных процессов.

Date: 2024-07-04 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] penetrat0r-v4.livejournal.com
Есть мнение о том, что не всегда научные теории необходимы для объяснения простой ебанутости! ;)

Date: 2024-07-04 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну почему же, и ее тоже нужно объяснять.

Date: 2024-07-04 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] penetrat0r-v4.livejournal.com

Стохастика может требовать несколько иного подхода, если это стохастика :)

Date: 2024-07-04 08:08 am (UTC)

Date: 2024-07-04 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
вымирает/невымирает — "вид"
отдельный человек — умирает в любом варианте, и в "рациональном" и в "нерациональном"
"польза" — субъективное понятие, т.к. модель мира у человека заведомо неполная

Date: 2024-07-04 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо, исправил.

Date: 2024-07-04 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
А смысл?
Результат исправления "полезен" или "вреден?

...особенно, учитывая, что "вид", тоже — субъективное понятие (сами люди сейчас "договорились" считать "вот это" — "видом")

Date: 2024-07-04 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Результат исправления "полезен" или "вреден?"


Исправленный текст более понятный, очевидно что речь идет о виде а не об отдельном человеке

Date: 2024-07-04 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>Исправленный текст более понятный

"понятный" — субъективная оценка
и как определить: эта "понятность" — "вредна" или "полезна"?

Date: 2024-07-04 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

""понятный" — субъективная оценка"


Человек или понял или не понял корректно. Я предполагаю, что исправленный текст будет понятнее большему количеству народа.

Date: 2024-07-04 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Так "корректность" кто-то оценивает, например — вы. А откуда известно, что именно ваша оценка — сама по себе "корректная", "хорошая", а не ведёт к вымиранию вида?

Date: 2024-07-04 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Может и ведет к вымиранию. Но при чем тут корректность. Корректность высказывания никак не связанна с вымиранием вида.

Date: 2024-07-04 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Если пожелаете, можно попробовать так:

Речь шла не про влияние корректности на вымирание, а о последствиях редактуры текста. Эта редактура сделана в предположении заведомой её благотворности во всём комплексе всех её последствий. Но оценить все последствия невозможно. Значит, нельзя исключить и гибельные...

Впрочем, "корректность" — не свойство конкретного текста, а оценка, которая выставляется ему читателем (человеком). Определение текста как "корректного" (по мере чтения) — отдельное/самостоятельное действие человека, которое также влечёт кроме ближайших (допускающих примерный прогноз) и неизвестный объём других — неизвестных событий

Date: 2024-07-04 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com

скорее так: ...А что, если у человека параллельно действует несколько полностью рациональных когнитивных процессов...?

Date: 2024-07-04 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
То есть, лично вам — не нравится?

Date: 2024-07-04 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Это не соответствует тому что я имел ввиду пиша пост.

Date: 2024-07-04 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Да, конечно
Вопрос-то в другом: какая модель больше соответствует "устройству мира" (а не чьим-то представлениям об "устройстве мира")

Date: 2024-07-04 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] genadik.livejournal.com

Тут надо указывать что именно подразумевается под рациональным. Иррациональное поведение конкретного человека такая же проблема для эволюции как и рождение человека с генетическими отклонениями - естественный отбор просеет

Date: 2024-07-04 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Вряд ли это проблема эволюции. Отсеивается-то "неудачный" человек, а не эволюция

Date: 2024-07-04 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] genadik.livejournal.com

Я наоборот хотел сказать что это не проблема а метод работы эволюции - случайные изменения из которых 99.99% приводят к ухудшениям но зато 0.01% улучшает и именно он и закрепляется

Date: 2024-07-04 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я согласен, что иррациональное и рациональное не всегда легко определить.


Но иррациональное поведение приблизительно то которое уменьшает шанс индивида на выживание и успешное размножение.

Date: 2024-07-04 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Какое дело отдельному индивиду до шансов, до статистики?
...если лично он, в конкретном случае — выиграл: выжил и размножился

Date: 2024-07-04 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] genadik.livejournal.com

Выжить и размножится не одно и тоже. Более того можно распространять свои гены не участвуя в размножении - например помогая размножатся близким родственникам.

Date: 2024-07-04 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно. И помощь родственникам в определенных рамках так же будет рациональной.


(deleted comment)

Date: 2024-07-04 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Это же самообман. Все сам, все сам....

(deleted comment)

Date: 2024-07-04 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Вы о чем?

Date: 2024-07-04 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] valsshebnik.livejournal.com

А куда вы так торопитесь, человеку как виду всего 400т лет, еще успеет. Акуле вон 200млн лет.

Date: 2024-07-04 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Успеет куда?

Date: 2024-07-04 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] valsshebnik.livejournal.com

Туда, где зелень погуще и волны бьются о берег морской.

Date: 2024-07-04 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ymarkov.livejournal.com

Ну вот говорят же про сосуществование в одном черепе мозга ящерицы, крысы, обезьяны...

Date: 2024-07-04 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну это то как раз очень неточная метафора.


Date: 2024-07-04 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Вид не вымер потому, что когнитивные переподвыверты индивида нивелируются таковыми же других в коллективной деятельности, а реальность заставляет выбирать только рабочие варианты закидонов.

Date: 2024-07-04 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

В каком смысле нивелируются?

Date: 2024-07-04 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Гасятся противодействием таких же нерациональных порывов других индивидов.

Date: 2024-07-05 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Мне кажется, что люди наоборот усиливают порывы друг друга.

Date: 2024-07-05 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Не то, чтоб люди, а реальность — и усиливает то в порывах людей, что соответствует ей. Понятное дело, что методом отбора, жестокая она стерва.
Т.е. те порывы и их носители, которые усилили совсем ненужные порывы друг друга, выбраковываются. Ведь что такое рациональность, используемая в позитивном смысле и в своем пределе, как не соответствие ответа вызову. А вызовы поступают из внешней среды, и мозг как раз возник и развился как инструмент ответа на них.
Фух, вроде увязал концы…

Date: 2024-07-04 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] karantin.livejournal.com
Вот спасибо, давно хотел вспомнить название фильма, в котором призрак заставил танцевать не совсем приятных ему людей. Решил сейчас найти и нашел, помучив Копилота, там у нас забавный диалог получился, но он молодец. Выдал под конец искомое. Это фильм, где персонажи танцуют против своей воли:

https://www.youtube.com/watch?v=WI7ePVquOtk

Date: 2024-07-04 06:31 pm (UTC)

Date: 2024-07-04 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] igparis.livejournal.com

Вот гораздо более научный мультик:



Date: 2024-07-05 05:09 am (UTC)
From: [identity profile] abyssal-being.livejournal.com

после того, как во мне однажды произошла такая борьба, осталось большое чувство вины.


про кентавра - очень интересная аллегория! Более точная, чем про человека, чьи телом управляет мозг, "тот, который во мне сидит, опять посылает в штопор". С объяснениями согласна, никакой патологии, нормальная борьба приоритетов, как у козочки, травку покушать или убегать.

Date: 2024-07-05 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

А чувство вины за что?

Date: 2024-07-08 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] abyssal-being.livejournal.com

Подвела кого-то. Не готова рассказывать.

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 06:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios