marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
        Несколько интересных фактов о шизофрении, биполярном расстройстве, и еще нескольких психиатрических расстройствах:
  1. Генетическая составляющая в риске возникновения этих психиатрических расстройств очень велика.
  2. Существуют тысячи генов, чьи варианты влияют на шанс возникновения этих расстройств. При этом существует принципиальная разница между психиатрическими расстройствами и другими болезнями с большим вкладом генетики: Скажем, аллели повышающие риск диабета, были полезны в голодные времена, и стали вызывать диабет только сейчас, в условиях избытка высококалорийной еды. А вот какая-либо пользы от аллелей увеличивающих риск психиатрических болезней не известна.
  3. Многие аллели повышают риск нескольких психиатрических расстройств; иногда разные аллели одного и того же гена увеличивают риск различных психиатрических расстройств.
  4. Дети, слепые от рождения не болеют шизофренией. Их мозг адаптируется к отсутствию зрения и при этом как-то избегает шизофрении.
  5. До 19 века, эти психиатрические расстройства были большой редкостью, если существовали вообще. Сумасшедших было полно, но вот с конкретным набором симптомов - нет. Большинство сумасшествий были по-видимому результатом травмы головы, инфекции мозга, инсульта, и т.д.
  6. Антипсихотики, литий, и антидепрессанты могут остановить симптомы, но если их перестать принимать - через некоторое время симптомы обычно повторяются, зачастую без какого-либо внешнего триггера.
        Я подумал, что эти интересные факты могут быть объяснены, если предположить, что уже после рождения, мозг адаптируется к различным аллелям так же как мозг адаптируется к слепоте или повреждению определенных частей мозга. То есть, он адаптировался нормально до появления в 19 веке какого-то фактора, который вызывал мисадаптацию, то есть психиатрические расстройства являются результатом мисадаптации (неправильной адаптации) мозга к специфическому набору аллелей. До того, как возник этот фактор, соответствующие аллели были нейтральны, и только после возникновения этого фактора, они стали вредны, так как в сочетании с этим фактором стали приводить к мисадаптации.
          Психиатрические лекарства вызывают переадаптацию мозга, но после прекращения их приема, все тот же фактор вызывает возврат мозга к мисадаптации. Адаптация мозга к отсутствию зрения каким-то образом защищает от мисадаптации под воздействием этого фактора. Кстати, поскольку люди создают отношения с подобными, люди с соответствующими аллелями и мисадаптированным мозгом будут чаще спариваться, тем самым увеличивая популяцию людей с большим количеством вредных аллелей.

Date: 2024-07-17 04:39 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
А откуда мы знаем, что там было с психиатрическими симптомами в старые времена? Больных же не только не лечили, но и не исследовали в спокойной обстановке, от них в основном защищались, изолируя их.

Date: 2024-07-17 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Симптомы то очень конкретные. Считается, что Записки сумасшедшего Гоголя являются одним из самых ранних описаний шизофрении.

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2024-07-17 04:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-17 04:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2024-07-17 05:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2024-07-17 05:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-18 03:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] solongoj.livejournal.com - Date: 2024-07-17 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-18 03:32 am (UTC) - Expand

Date: 2024-07-17 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] matsea.livejournal.com
Вам не приходило в голову, что в древности шизоидные граждане просто были провидцами, святыми, ведьмами — уж как повезет. Их реальность считалась не болезнью, а выходом в иной мир. В плане эволюции, эта способность может быть обратной стороной обостренной интуиции

Date: 2024-07-17 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я про это спрашивал у Наташи, у нее было несколько пациентов с шизофренией — мессий (Израиль же :))


Она считает, что они ни на что не годятся. Может, в маниакальной стадии биполярного расстройства... Но мессий с биполярным расстройством у нее не было :))

(no subject)

From: [identity profile] matsea.livejournal.com - Date: 2024-07-17 10:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2024-07-17 11:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-18 03:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hungry-ewok.livejournal.com - Date: 2024-07-22 12:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-22 04:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-07-22 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] hungry-ewok.livejournal.com
/хмыкая/
Ну, собственно да. Во дни господства шаманизма симптомы подобной шизы звались 'шаманской болезнью', были вполне известны окружающим и носителю была прямая дорога в обучение к шаманам. Где он либо благополучно помрет в процессе, либо его научат с этим жить, и он будет жить, не путая верхнюю тундру с этим миром.
А вот когда народа стало чересчур много, пришли организованные религии и в массе своей затоптали конкурентов — эта система сломалась, и дикие шизы не разбирающие где какой мир стали оставаться в обществе...

Date: 2024-07-17 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] solongoj.livejournal.com

А есть ссылки на бесполезность аллелей, связанных с эндогенными психиатрическими заболеваниями? Впервые слышу категорично об этом.

Date: 2024-07-17 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Скажем так, я ни разу не видел статью где была бы найдена полезность какой либо из "замешанных" аллелей (по сравнению с другими аллелями того же гена).

(no subject)

From: [identity profile] solongoj.livejournal.com - Date: 2024-07-17 08:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-18 03:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] solongoj.livejournal.com - Date: 2024-07-18 04:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 03:56 am (UTC) - Expand

Date: 2024-07-17 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] kryzhovnik.livejournal.com

У достаточно многих людей есть генетическая предрасположенность к шизофрении, а заболевает определенный процент. И самое интересное, что этот процент практически не меняется

Date: 2024-07-17 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Зависит от количества аллелей увеличивающий риск шизофрении. Чем больше, тем выше риск.

Date: 2024-07-17 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] solongoj.livejournal.com

Психиатрический диагноз связан с понятием нормы как среднего или медианного по обществу, и с социальной адаптацией, а они зависят в том числе от количества имеющихся больных, их "представленности".

(no subject)

From: [identity profile] kryzhovnik.livejournal.com - Date: 2024-07-17 08:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] solongoj.livejournal.com - Date: 2024-07-17 08:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kryzhovnik.livejournal.com - Date: 2024-07-18 03:09 am (UTC) - Expand

Date: 2024-07-17 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Думаю, как и многие здесь, что просто в 19 веке общество смогло начать прокармливать специалистов по мозгам вкупе с содержанием их пациентов — оттого резко возникли симптомы и градации сумасшествия.

Date: 2024-07-17 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
и не только по мозгам:
The medical model of disability describes a widespread approach to disability common since the 1800s that views disabilities of all sorts as abnormalities that need to be cured or eradicated

Date: 2024-07-17 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну сумашедшие были всегда....

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-07-18 05:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 04:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-07-19 12:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 04:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-07-19 05:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 05:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-07-17 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com

П.5 вызывает сомнения, никто же ими не занимался и диагноз с перечислением всех симптомов у каждого сумасшедшего не ставил.


В п.6 непонятное противопоставление: эффект исчезает после прекращения применения = симптомы повторяются, не?

Date: 2024-07-17 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] solongoj.livejournal.com

По шестому пункту предполагаю что дело в том что этиологического лечения особо нет, а таких для многих других болезней есть. Когда лечим только симптомы, а причина неизвестна, или комплекс причин включая сложную генетику с невысокой пенетрантностью, или очень длинные цепочки влияний, или принципиально некомпенсируемое влияние в прошлом, включая пренатальное, естественно что процент выздоровлений невысокий, не только для психиатрических болезней.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-18 03:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] solongoj.livejournal.com - Date: 2024-07-18 04:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-18 07:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] solongoj.livejournal.com - Date: 2024-07-18 07:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-18 07:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com - Date: 2024-07-18 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 04:02 am (UTC) - Expand

Date: 2024-07-17 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] karantin.livejournal.com
Хочу внести свои 2 цента. Не следует путать душевное и психическое расстройство. Для диагнозов в психиатрии есть четкие критерии, а для душевных страданий их нет — благодаря этой разнице живёт и кормится армия "терапевтов" — психологов разной степени компетенции.

Для примера. Можно считать себя Властителем Мира — это не болезнь. Можно считать себя Властителем Мира и появляться на публике только в мантии и короне, и вести себя с огромным достоинством, как подобает Властителю — это не болезнь. Болезнь начинается, когда Властитель беседует с Конфуцием и Буддой о способах правления миром, видит их или слышит их голоса.

А понятия "сумасшедший" к медицине отношения не имеет вовсе. Это собирательное понятие для всех форм девиантного мышления или поведения. Используется преимущественно гуманитариям, часто в негативном контексте или как ярлык.
Edited Date: 2024-07-17 08:00 pm (UTC)

Date: 2024-07-18 03:19 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну я в посте пишу именно об нескольких психиатрических расстройствах четко определенных в DSM. Человек считающий себя господином мира и ходящий в мантии — однозначно больной, хотя к этому могут приводить самые разные болезни.

(no subject)

From: [identity profile] karantin.livejournal.com - Date: 2024-07-18 03:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-18 03:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] karantin.livejournal.com - Date: 2024-07-18 05:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-18 07:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] karantin.livejournal.com - Date: 2024-07-18 03:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-18 07:17 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2024-07-18 04:34 am (UTC)
spamsink: (blessed)
From: [personal profile] spamsink

В 17-18 веке население было около одного миллиарда человек


Миллиарда человек население Земли достигло в начале 19 века.

(deleted comment)

(no subject)

From: [personal profile] spamsink - Date: 2024-07-18 05:56 am (UTC) - Expand

Date: 2024-07-17 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] karantin.livejournal.com
Бегло посмотрел литературу: случаи сочетания синдрома Ушера (врождённое отсутствие слуха и зрения) и психоза были описаны, кроме того, представлен случай сочетания врождённой слепоты и шизофрении:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4246684/

Date: 2024-07-18 03:21 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо! Но из статьи следует, что некоторые типы слепоты защищают от шизофрении а другие — нет.

(no subject)

From: [identity profile] karantin.livejournal.com - Date: 2024-07-18 03:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-18 07:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] paracloud.livejournal.com - Date: 2024-07-22 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-22 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] paracloud.livejournal.com - Date: 2024-07-22 03:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-22 03:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-07-17 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] john smith (from livejournal.com)

Еще одно отличие психоактивных препаратов от нормальных лекарств заключается в том, что психические лекарства (по крайней мере антидепрессанты) надо подбирать индивидуально. То есть психиатр никогда не знает заранее, поможет данный препарат пациенту или нет. Более того, узнать это можно будет только через 6 месяцев, а то и через год непрерывного приема препарата. А поскольку такие препараты вызывают нежелательные побочные эффекты, то пациент должен принимать 3-5 психоактивных препаратов разом. Все эти психиатрические лекарства не просто вызывают переадаптацию мозга, но изменяют химический баланс нейромедиаторов в мозгу. Поэтому когда врач решит, что пора перейти на другой антидепрессант, то это будет уже совсем другой пациент :(

Date: 2024-07-18 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, наверное антидепрессанты и антипсихотики сложнее подобрать чем другие лекарства из-за отсутсвия объективных тестов, но и другие лекарства тоже приходится подбирать...

(no subject)

From: [identity profile] john smith - Date: 2024-07-18 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 04:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] john smith - Date: 2024-07-19 01:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] john smith - Date: 2024-07-19 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alef-lamed.livejournal.com - Date: 2024-07-18 11:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 04:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alef-lamed.livejournal.com - Date: 2024-07-19 04:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 04:58 am (UTC) - Expand

Date: 2024-07-18 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] alef-lamed.livejournal.com

Хорошо хоть, что это не заразно. В детстве я очень боялся заразиться от шизиков, городских сумасшедших и просто от дураков. А существует ли общая такая фобия?

Date: 2024-07-18 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] terek.livejournal.com

Бывает же индуцированный психоз, когда люди перенимают бред психотика.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 03:59 am (UTC) - Expand

Date: 2024-07-18 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] terek.livejournal.com

"До 19 века, эти психиатрические расстройства были большой редкостью, если существовали вообще. Сумасшедших было полно, но вот с конкретным набором симптомов - нет."


Всегда были и всегда одинаковый процент в популяции. Вся большая психиатрия на месте.


Манифестация может быть по-другому, это да (из-за особенностей языка, развития технологий и т.д.) Раньше мышление буквально другое было. Современный человек сильно утратил некоторые способности в обмен на приобретенные навыки.


Вот что интересно, что в СССР панических атак не было как феномена вообще.

Date: 2024-07-19 04:05 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Всегда были и всегда одинаковый процент в популяции."


Нет, Вы что! Многие другие психиатрические болезни — и анорексия нервоза и аутизм начали резко расти в 20 веке.

(no subject)

From: [identity profile] terek.livejournal.com - Date: 2024-07-19 06:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-19 07:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] terek.livejournal.com - Date: 2024-07-19 07:29 am (UTC) - Expand

Date: 2024-07-22 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] risky-manager.livejournal.com

может быть, это эффект, называемый "ошибка выжившего"?


если в популяции до совершеннолетия доживает половина новорожденных, то вполне возможно основная масса психотиков банально была во второй половине. и только потом, когда страны по очереди стали проходить демографический переход, за единственным дитяткой стали ухаживать, каким бы он ни был, не то что прежде "ест плохо, спит мало, всё кричит, да и вообще он какой-то малахольный у меня... ну и ладно, приберет Господь — рожу еще пятерых"

Date: 2024-07-22 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Шизофрения слабо влияет на состояние до первого психотического приступа, который обычно происходит после 16 лет, а может и в 40.... Так что доживают.

Date: 2024-07-22 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
Странная история с отсутствием в истории шизофрении. Может быть, к больным не очень-то гуманно относились? В простом народе человек, не способный себя обслужить, превращался в "дурачка" и быстро погибал от плохого питания, например. Больница "Бедлам" очень долго существовала в Лондоне, и попавший туда человек, вероятно, чувствовал себя так плохо, что там уж было не до описания симптомов.

Две цитаты о непростых людях:
- Коммод боялся цирюльников, поэтому сам «подстригал» себе волосы и бороду довольно оригинальным способом — подпаливал их. В последние годы жизни императору стало совсем худо. Он начал считать себя реинкарнацией мифического героя Геркулеса и даже приказал переименовать Рим в Колонию Коммодиана. Его недолгое правление завершилось так, как, наверное, и должно было: Коммода зарезал раб по имени Нарцисс прямо в гладиаторских казармах

- Каракалла: ... братоубийца, мучимый разнообразными видениями, предположительно, шизофренического генеза. Проще говоря, Каракалла видел призраков своего отца Септимия Севера и убиенного брата. И призраки эти каждый раз являлись, чтобы его убить. В надежде спастись от видений Каракалла приносил обильные жертвы Эскулапу, богу врачевания. Он не пропускал жертвоприношения, даже находясь в военном походе, далеко от Рима, — настолько он боялся духов. Не нужно быть психиатром, чтобы понять, что император был серьезно болен. Периодические галлюцинации постепенно разрушали разум Каракаллы, он стал подозрительным и угрюмым.

Каракалла тоже был убит подчинёнными.

Date: 2024-07-22 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
https://www.pravilamag.ru/articles/708605-kesarevo-bezumie-kak-praviteli-rimskoi-imperii-shodili-s-uma/

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-07-22 05:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-07-22 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] deadkittten.livejournal.com

> До 19 века, эти психиатрические расстройства были большой редкостью, если существовали вообще. Сумасшедших было полно, но вот с конкретным набором симптомов - нет


У [livejournal.com profile] dpmmax, который профессиональный психиатр, есть серия постов про средневековую психиатрию. Он там пишет, что шизофрения тогда называлась "ранним слабоумием" и до современных её симптомов пациенты в то время просто не доживали.


Date: 2024-07-22 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Понятие "Ранее слабоумие" вроде бы только в 19 веке и появилось?

Date: 2024-07-22 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] m-gurlukovich.livejournal.com

До 19 века, эти психиатрические расстройства были большой редкостью, если существовали вообще.
Вопрос развития медицины и диагностики. Психиатрия до XIX века сама была в зачаточном состоянии, юродивых никто не пересчитывал и в клиники не тащил, если они не бросались с ножами на прохожих. А уж расстройства так и до сих пор не вызывают у основной массы мыслей о психиатрии. Ну, побил жену — чего такого.

Date: 2024-07-22 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Но речь идет о вещах, которые в семье не могли заметить — развиваются различные очень странные для окружающих мысли, и т.д.

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 04:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios