marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
В конце Соляриса, идет размышление о соотношении между Солярисом и богом:
Он упустил шанс превратиться в бога, слишком рано замкнувшись в себе. Он скорее анахорет, отшельник космоса, а не его бог… Он повторяется, Снаут, а тот, о котором я думаю, никогда бы этого не сделал. Может, он как раз подрастает в каком-нибудь уголке Галактики и скоро в порыве юношеского упоения начнёт гасить одни звёзды и зажигать другие. Через некоторое время мы это заметим… — Уже заметили, — кисло сказал Снаут. — Новые и Сверхновые… По-твоему, это свечи его алтаря? — Если то, что я говорю, ты хочешь трактовать так буквально… — А может, именно Солярис — колыбель твоего божественного младенца, — добавил Снаут. Он всё явственнее улыбался, и тонкие морщинки окружили его глаза. — Может, именно он и является, если встать на твою точку зрения, зародышем бога отчаяния, может, его жизненная наивность ещё значительно превышает его разумность, а всё содержимое наших соляристических библиотек — только большой каталог его младенческих рефлексов… — А мы в течение какого-то времени были его игрушками, — докончил я. — Да, это возможно. Знаешь, что тебе удалось? Создать совершенно новую гипотезу по поводу Соляриса, а это действительно кое-что! И сразу же получаешь объяснение невозможности установить контакт, отсутствию ответов, определённой — назовём это так — экстравагантности в обхождении с нами; психика маленького ребёнка… — Отказываюсь от авторства, — буркнул стоявший у окна Снаут. Некоторое время мы смотрели на чёрные волны. У восточного края горизонта в тумане вырисовывалось бледное продолговатое пятнышко. — Откуда у тебя взялась эта концепция ущербного бога? — спросил он вдруг, не отрывая глаз от залитой сиянием пустыни
      Я вот подумал, вспомнив что Солярис вращался по орбите которая была невозможна с точки зрения физики, что очень релевантным является спор о боге между Лейбницем и Ньютоном и его учениками. Подозреваю, что очень хорошо образованный Лем и имел его ввиду, когда писал окончание Соляриса: Ньютон полагал, что бог, после создания вселенной, вмешивался регулярно в ее функционирование, поправляя в частности орбиты планет и пути звезд. Лейбниц же указывал, что получается, что Ньютон не верил в всемогущество и всезнание бога, если бог не мог создать вселенную которая для своего функционирования не требовала его вмешательства. Ньютон, впрочем, отвечал, что позиция Лейбница - это путь к атеизму, так как в практическом плане для верующих нет разницы между спящим богом и несуществующим богом [*].
        Солярис, который контролирует свою орбиту, похоже являлся в глазах Лема тем самым ущербным богом.

*Это подчеркивал Илья пророк, который на горе Кармель демонстрировал несуществование Ваала. Издеваясь над жрецами Ваала, которые молили Ваала о том, чтобы он зажег жертву, Илья спрашивал их: Может, ваш бог просто спит и не слышит ваши вопли?

Date: 2024-08-10 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] shad-tkhom.livejournal.com
А как быть со свободой воли, которая должна быть у всего и концепцией, что из-за грехопадения Адама всё сместилось? То есть, это не бог ущербен, это Вселенная отошла от некоего идеала и теперь не скоро вернётся к нему. Непредсказуемость могла быть зашита в изначальный план Творения. Так же даже интересней. Цель остаётся той же, но путь к ней запутаней.

Date: 2024-08-10 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

" это Вселенная отошла от некоего идеала "


Но получается, творец не качественный....

(no subject)

From: [identity profile] shad-tkhom.livejournal.com - Date: 2024-08-10 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-10 12:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shad-tkhom.livejournal.com - Date: 2024-08-10 12:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-10 01:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shad-tkhom.livejournal.com - Date: 2024-08-10 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kruglov.livejournal.com - Date: 2024-08-10 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kruglov.livejournal.com - Date: 2024-08-10 12:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kruglov.livejournal.com - Date: 2024-08-10 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-10 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kruglov.livejournal.com - Date: 2024-08-10 04:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-10 07:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kruglov.livejournal.com - Date: 2024-08-10 07:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-10 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] kruglov.livejournal.com

"... Знание, что всё происходящее в Творении со строжайшей логичностью действует само по себе, что путеводная нить человеческих судеб всегда определяется только самими людьми посредством их желания и воления, что Творец не вмешивается, наблюдая, дабы наказать или наградить, не умаляет величия Творца, а, напротив, может дать основание лишь для ещё более возвышенного представления о Нём.


Величие заключается в совершенстве Его Деяния, и это побуждает благоговейно возводить взор ввысь, ибо величайшая Любовь и неподкупнейшая Справедливость должны без различия пребывать как в самом грандиозном, так и в самом малом явлении.


Велик и человек, помещённый как таковой в Творение, как хозяин своей собственной судьбы! По своей воле он в состоянии подняться из этого Деяния, способствуя при этом его более высокому развитию, или же стянуть его вниз и запутаться в нём так, что он уже не сможет освободиться и будет продвигаться вместе с ним к распаду, будь то в Грубо-вещественном или Эфирно-вещественном мире.


Поэтому освободитесь от всех пут низменных чувств, ибо настало время! Близится час, когда срок для этого истечёт! Пробудите в себе тоску по чистому, истинному, благородному!"


Абд-ру-шин (Оскар Эрнст Бернхардт), "Послание Граля"

Date: 2024-08-10 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Язычество какое-то и грех многобожия!

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-10 02:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-10 02:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-10 02:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-10 02:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-10 02:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-10 02:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-10 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-10 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-10 03:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-10 03:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-10 03:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-croc.livejournal.com - Date: 2024-08-10 05:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-10 06:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-croc.livejournal.com - Date: 2024-08-10 09:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-11 04:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-croc.livejournal.com - Date: 2024-08-11 05:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-11 02:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-croc.livejournal.com - Date: 2024-08-11 02:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-11 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-croc.livejournal.com - Date: 2024-08-11 03:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-11 04:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-croc.livejournal.com - Date: 2024-08-11 06:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-11 09:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] terek.livejournal.com - Date: 2024-08-12 06:26 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-10 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] andrew-ost.livejournal.com
На закате жизни ,оборачиваясь назад ,понимаешь, что всю свою жизнь ты шёл под присмотром любящего Наставника. Который подбрасывал тебе посильные развивающие задания, намекая на путь решения. Его цель развить тебя, твою душу, до Божественных высот. Конечно, за одну жизнь это невозможно...

Date: 2024-08-10 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] fostral2.livejournal.com
всю свою жизнь ты шёл под присмотром любящего Наставника

пока тебя не переехал грузовик

(no subject)

From: [identity profile] stvlad.livejournal.com - Date: 2024-08-10 03:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com - Date: 2024-08-14 01:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fostral2.livejournal.com - Date: 2024-08-14 01:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com - Date: 2024-08-14 02:08 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-10 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"в практическом плане нет разницы между спящим богом и несуществующим богом"

Как же нет: спящий (т.е., удалившийся от дел) Бог дает ответ на вопросы происхождения - жизни, Вселенной и т.д.! Он все это создал и удалился :)
Edited Date: 2024-08-10 02:36 pm (UTC)

Date: 2024-08-10 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Но как ответ на эти вопросы влияет на практическую жизнь среднего человека (я не говорю сейчас о специалистах в религии или космологии)?

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-10 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] john smith - Date: 2024-08-10 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-10 05:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] john smith - Date: 2024-08-10 05:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-08-10 06:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-10 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-10 07:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-11 03:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-11 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-11 02:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-11 03:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-10 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] kruglov.livejournal.com

И что значит "спящий", и какова степень этого "сна"? Одно дело, двигать вручную каждый атом, а другое, оперировать на вселенском уровне, разве что время от времени направляя пророков и посланников с поучениями, если население подошло к развилке и собирается выбрать дурную альтернативу.

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-08-10 03:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-10 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] terek.livejournal.com

Тащемта в буддизме вселенная и есть сон Будды.


По крайней мере в дзен его части

Date: 2024-08-10 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] terek.livejournal.com

Точнее мир. Вряд ли они о вселенной задумывались. рассуждали

Edited Date: 2024-08-10 03:22 pm (UTC)

Date: 2024-08-10 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] shad-tkhom.livejournal.com
И потому не стоит сильно шуметь, а то ещё проснётся... И кранты.

(no subject)

From: [identity profile] terek.livejournal.com - Date: 2024-08-10 03:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] terek.livejournal.com - Date: 2024-08-10 04:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-10 06:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-10 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] deadkittten.livejournal.com

А сон разума, как известно, рождает чудовищ. То есть, нас! :)


(no subject)

From: [identity profile] terek.livejournal.com - Date: 2024-08-11 11:28 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-10 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] pusets.livejournal.com
Я вам больше скажу: нет разницы между несуществующим богом и богом в христианской версии.

Date: 2024-08-10 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

В каком смысле?

(no subject)

From: [identity profile] pusets.livejournal.com - Date: 2024-08-10 06:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-10 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] john smith (from livejournal.com)

У Лема тема Бога рассматривается неоднократно, причем порой иронично (несмотря на католическую "прошивку"). Мне понравилось, как Трурль и Клапауций (которые по своим возможностям приближаются к богам) создавали мир, в котором все были бы счастливы ("Повторение")

(deleted comment)

Date: 2024-08-10 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] pezda-hollywuda.livejournal.com

ой, боги в башках у тех, которые убоги...

Date: 2024-08-10 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] deadkittten.livejournal.com

А ещё Лем в "Кибериаде" предлагал искать цивилизации Наивысшей Фазы Развития по странностям в космосе, типа кубических звёзд. Невозможная физически орбита туда бы тоже подошла.


Date: 2024-08-10 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, Вы правы. Тут явная связь между двумя идеями.

Date: 2024-08-10 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] semenoff.livejournal.com

Эта книга в очень дипломатичной научно-фантастической форме отражает размышления самого Лема о Боге.

Edited Date: 2024-08-10 09:59 pm (UTC)

Date: 2024-08-11 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно, в том числе.

(no subject)

From: [identity profile] semenoff.livejournal.com - Date: 2024-08-11 03:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-11 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] semenoff.livejournal.com - Date: 2024-08-11 06:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-11 07:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] semenoff.livejournal.com - Date: 2024-08-11 08:44 pm (UTC) - Expand

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 08:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios