marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
Вера во что-то обычно воспринимается как что-то достаточно неизменное, вот поверил человек во что-то - и все, это практически неизменное, хотя мы знаем что люди вполне меняют свои верования. Мне представляется, что человек все таки выбирает (сознательно или бессознательно) во что верить и продолжать ли верить в это дальше. Сохранение веры является активным процессом: человек, желающий сохранить свою веру, будет избегать доказательств обратного и чаще общаться с теми людьми, которые его в этой вере поддерживают. И наоборот, обращая внимания на доказательства против своей веры и общаясь с людьми придерживающихся другой точки зрения, человек скорее откажется от своей веры, если например другая вера чем то полезна человеку.

Date: 2024-08-17 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] penetrat0r-v4.livejournal.com
Бессознательный выбор?

Date: 2024-08-17 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да. В общем то, в большинстве случае выбор происходит подсознательно.

(no subject)

From: [identity profile] penetrat0r-v4.livejournal.com - Date: 2024-08-17 11:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-17 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] penetrat0r-v4.livejournal.com - Date: 2024-08-17 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-17 04:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-17 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] welsh-rabbit.livejournal.com
Столкнулась как-то с человеком, который менял вероисповедание 6 или 7 раз. Знаю точно, что был православным, кришнаитом и буддистом, и все это серьезно, с поездками по ашрамам и прочим меккам. Так что нет ничего невозможного для человека в духовном поиске. Но вот с последним несогласна. Вера на то и вера, что не требует доказательств. Да и какие могут быть доказательства против моей веры? Я как верующий человек даже представить не могу. Вон в советское время бабушки в церковь ходили, все вокруг были атеистами, ннкоторые даже воинствующими, общались с ними и ничего. Я тоже с разными людьми общалась, вообще не избегаю религиозных разговоров, но мне трудно представить, чтобы меня переубедил, например, адвентист седьмого дня.

Date: 2024-08-17 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] welsh-rabbit.livejournal.com
А главное, мне трудно представить, что у это адвентиста могут быть какие-то "доказательства":))

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-17 12:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] welsh-rabbit.livejournal.com - Date: 2024-08-17 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-17 04:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-17 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Да и какие могут быть доказательства против моей веры? Я как верующий человек даже представить не могу. "


Да, я про это и говорю. Сначала должно возникнуть желание, а потом уже человек начинает искать доказательства.


" Вон в советское время бабушки в церковь ходили, все вокруг были атеистами, "


заметьте, что таки да, большинство таки отказались от религии. А в случае с бабушками — у них не было особой мотивации отказываться от религии — наказать их за это не могли, в отличии от людей молодых, для которых исключение из комсомола поломало бы всю карьеру.

(no subject)

From: [identity profile] welsh-rabbit.livejournal.com - Date: 2024-08-17 01:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-17 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] welsh-rabbit.livejournal.com
Вообще фраза "доказательства против своей веры" - это оксюморон.

Date: 2024-08-17 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Это до тех пор пока нет больших соблазнов. :)))

Date: 2024-08-17 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com
Всё зависит от человека и обстоятельств.
Вера может быть достаточно гибкой, чтобы впитывать в себя что-то полезное из другой, но всё-таки неизменно твёрдой

Date: 2024-08-17 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я согласен, что например греческий политеизм гибче чем аврамические религии.

(no subject)

From: [identity profile] gubarevan.livejournal.com - Date: 2024-08-17 12:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-17 04:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zeit22.livejournal.com - Date: 2024-08-17 07:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-18 04:17 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-17 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com

Есть две принципиально разных ситуации. Одна — религия, в которой человек вырос. При ближайшем рассмотрении, кстати, в 99 случаях из 100 это не теория, а картина мира, с официальной теологией совпадающая весьма приблизительно, и образ жизни, о связи которого с теологией вообще не задумывается никто. Вторая — когда эта, которой учили с детства, по какой-то причине устраивать тебя перестает. Может быть, кризис подросткового возраста, а может откровенное вранье не в теологии (в теологии это невозможно), а по жизни. Например, учили тебя, что коммунизм — это для всеобщего счастья, и вдруг бац — раскопки на Бутовском полигоне... Вот тут начинается поисковая активность — из православных в кришнаиты и обратно.

Date: 2024-08-17 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я недавно приводил такой пример: До распада СССР, чукчи - оленеводы часто кочевали со стадами вместе, мужчины и женщины. Мужчин было больше чем женщин, но это не принципиально. А вот после распада СССР, изменившаяся экономическая ситуация привела к тому, что сейчас кочевание с оленями - это практически исключительно мужское занятье, женщины живут в поселках и городах. Но у женщин в ярангах была раньше важная функция - они выполняли большой набор ритуальных действий, который должен был обеспечить процветание стад. Сейчас, переместившись в населенные пункты, женщины не могут выполнять свою ритуальную функцию. Но, что интересно, женщины (именно женщины, а не мужчины) на Чукотке массово переходят в протестантство. Интересно, что теперь они могут, через молитвы, выполнять "дистанционно" религиозные функции по поддержанию благополучия своих мужей и стад.

(no subject)

From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com - Date: 2024-08-17 05:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-17 05:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com - Date: 2024-08-17 05:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-18 04:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com - Date: 2024-08-18 03:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-17 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Так не только с религиозной верой происходит, но и с убеждениями вообще. Чем ближе лежит религиозная вера к тому, что определяет человека, его личность — «ядру», тем менее вероятна ее смена, ибо она дает смысл и отвечает на возникающие вопросы. Если же человек меняет веру, значит она лежала несколько отдельно, и не отвечала на важные запросы, которые требовали поиска чего-то еще.

Date: 2024-08-17 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Или он нашел то, что отвечало на эти вопросы лучше....

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-17 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-18 04:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-18 05:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-18 08:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-18 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-18 02:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-17 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] bardello.livejournal.com

В комментариях много интересного. По идее вера — не удобная одежда. Ее нельзя выбирать произвольно- она должна прийти естественным путем так сказать. Естественно, многое закладывается в семье в детстве. О необходимости веры написано много. Здесь можно лишь сказать, что многие убедились, что наука и искусство не отвечают на многие вопросы. И когда многие личные наблюдения складываются в стройную систему убеждений, современная цивилизация с готовностью предоставляет для них удобную нишу. Корявое прилагательное но тем не менее.

Date: 2024-08-17 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я недавно приводил такой пример: До распада СССР, чукчи - оленеводы часто кочевали со стадами вместе, мужчины и женщины. Мужчин было больше чем женщин, но это не принципиально. А вот после распада СССР, изменившаяся экономическая ситуация привела к тому, что сейчас кочевание с оленями - это практически исключительно мужское занятье, женщины живут в поселках и городах. Но у женщин в ярангах была раньше важная функция - они выполняли большой набор ритуальных действий, который должен был обеспечить процветание стад. Сейчас, переместившись в населенные пункты, женщины не могут выполнять свою ритуальную функцию. Но, что интересно, женщины (именно женщины, а не мужчины) на Чукотке массово переходят в протестантство. Интересно, что теперь они могут, через молитвы, выполнять "дистанционно" религиозные функции по поддержанию благополучия своих мужей и стад.

(no subject)

From: [identity profile] bardello.livejournal.com - Date: 2024-08-18 09:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-18 02:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bardello.livejournal.com - Date: 2024-08-18 04:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-19 04:38 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-17 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com

Абсолютно верно! Когда мне было 5 лет, я верил в Деда Мороза...

Date: 2024-08-17 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] john smith (from livejournal.com)

Вера — странная штука, никакие доказательства не могут ее поколебать.
Когда мне было 5 лет, мои родители верили в Деда Мороза. Говорят мне: "Смотри, вот Дед Мороз пришел!" Я: "Нет, это — дядя Сережа, я его сразу по голосу узнал." Они: "Не спорь со старшими! Верь!" Я: "Ну посмотрите — вон в прихожей висит дядьсережина одежда, а на ногах у гостя валенки моего дедушки." Они: "Ты должен немедленно признать, что это — настоящий Дед Мороз, и ты в него веришь!" Пришлось признать, уступив силе :(

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2024-08-17 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] john smith - Date: 2024-08-17 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-17 04:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] john smith - Date: 2024-08-17 04:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-17 04:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-17 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Очень хороший пример!

Date: 2024-08-17 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] john smith (from livejournal.com)

"люди вполне меняют религиозную принадлежность"


Вера и религиозная принадлежность — две совсем разные вещи (иногда пересекающиеся).
Когда родственники уговаривали меня вступить в РПЦ, то на мой аргумент об отсутствии веры отвечали, что это не важно. Главное — воцерквиться. А там даже если сам я не хожу в церковь, не исповедуюсь, не причащаюсь (хотя лучше бы я это делал), они за меня помолятся, грехи мои отмолят, так что потом меня в рай примут.
Вера — внутри человека, в голове, а религиозная принадлежность — снаружи, в обществе.

Date: 2024-08-17 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо, исправил.

Date: 2024-08-17 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] yursu.livejournal.com

"В XXI веке я вижу два оправдания религиозности:


1) Психическое заболевание.


2) Унаследованная дикость.


В болезни человек беспомощен, его можно простить, но уже дикость человеку по силам преодолеть.


Вариант умственной лени вроде бы недикого человека, склонность к эзотерике и метафизике, уже кажется непростительным."

Date: 2024-08-18 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну у человека есть всякие психологические потребности, которые он удовлетворяет в том числе и через религию.

(no subject)

From: [identity profile] yursu.livejournal.com - Date: 2024-08-18 06:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-18 08:09 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-17 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] ester-haya.livejournal.com

Не уверена, что здесь уместно слово "полезна". Была ли гугенотам, евреям, английским пуританам и прочим "полезна" их вера вынуждавшая их подвергаться преследованиям или бежать из страны?
Впрочем, польза — понятие растяжимое. Возможно вера давала всем этим людям нечто более ценное, чем материальные блага и даже жизнь. И вовсе не обещание счастья в загробной жизни. Это-то у них бы было даже согласись они сменить веру.

Date: 2024-08-18 04:15 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я говорю о психологических потребностях — ощущение стабильности, нормативность (что такое хорошо и что такое плохо) и т.д.

Date: 2024-08-17 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mmnt.livejournal.com
Вера подкрепляется только подтверждениями «сверху». Это и называется «религиозный опыт». Если его нет, то и веры быть не может.

Date: 2024-08-18 04:16 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

А что значит "подтверждение сверху"?

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2024-08-18 09:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-18 02:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2024-08-18 03:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-19 04:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2024-08-19 07:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-19 06:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2024-08-19 06:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-19 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2024-08-19 06:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-19 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2024-08-19 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-19 08:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2024-08-19 08:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-20 05:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2024-08-20 09:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-20 10:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2024-08-20 10:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-20 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2024-08-20 06:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-20 08:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2024-08-20 08:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-19 02:49 am (UTC)
From: [identity profile] oldboar.livejournal.com
ну, та вера, что не с детства, от родителей, а выбранная в зрелом возрасте — смотрится достаточно нелепо. Как правило, человек просто так корректирует себе круг общения — "вот с этими вроде общаться комфортно — дай-ка попробую".

Date: 2024-08-19 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно, переход в другую веру зачастую связан с окружением, если друзья ходят молится по другому, то и сам герой так может :))

(no subject)

From: [identity profile] oldboar.livejournal.com - Date: 2024-08-19 05:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-08-19 06:42 am (UTC) - Expand

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 08:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios