Почувствовать себя богачом
Oct. 28th, 2025 09:57 am Мне пришла в голову следующая идея о причине популярности экзотических специй в средние века в Европе при наличии определенных более дешевых альтернатив (чеснок, укроп, всякие травы с более близкого Кавказа) [*]: Изначально, специи были признаком статуса - человек кормящий на пирах гостей блюдами с пряностями демонстрировал свой статус (так же, как и большим домом, многочисленными слугами, красивыми лошадьми, и т.д.) Но учтем, что очень многие люди низкого статуса хотели бы почувствовать, хоть на короткий срок, свою принадлежность к высшим классам. И специи давали этим людям такую возможность. Дело в том, что в отличие от многих других вещей, призванных подчеркнуть высокий статус, специи можно разделить на маленькие дозы. Даже бедный человек мог скопить деньги на щепотку пряностей, чтобы раз в год устроить обед как у графьёв, с кардамоном, корицей, и мускатным орехом. Специи давали возможность бедным людям почувствовать себя, пусть редко и на короткий срок, принадлежащими к элите.
В более новые времена, развитие рынка позволило людям реализовать то же за счет посещения дорогих ресторанов, курортов, и аренды дорогих вещей.
А Люба смотрит: что за красота!
А я гляжу: на ней такая брошка!
Хоть напрокат она взята,
пускай потешится немножко.
* Идея, что пряности эффективно сохраняют мясо - это легенда. Люди использовали засаливание, вяление и т.д. как способы сохранить мясо. На кораблях мясо возили именно в засоленном, а не в проперцованном виде.
В более новые времена, развитие рынка позволило людям реализовать то же за счет посещения дорогих ресторанов, курортов, и аренды дорогих вещей.
А Люба смотрит: что за красота!
А я гляжу: на ней такая брошка!
Хоть напрокат она взята,
пускай потешится немножко.
* Идея, что пряности эффективно сохраняют мясо - это легенда. Люди использовали засаливание, вяление и т.д. как способы сохранить мясо. На кораблях мясо возили именно в засоленном, а не в проперцованном виде.
no subject
Date: 2025-10-28 08:12 am (UTC)Вот что интересно, мы очень любим черный перец — очень популярная специя, еда без чп не еда. Эдакая привычка уже....
no subject
Date: 2025-10-28 08:13 am (UTC)Ну вот вкус такой :)))
no subject
Date: 2025-10-28 08:17 am (UTC)сухопутные дороги всегда длиннее морских
no subject
Date: 2025-10-28 08:34 am (UTC)Так там же через Черное море можно проплыть, 2500 км — и в Италии.
no subject
Date: 2025-10-28 08:35 am (UTC)То же самое хотел написать. Представьте человека, который где-нибудь в начале 90-х годов прошлого века поехал в Чечню собирать травы, чтобы ими торговать. Теперь умножьте все сложности на 10 или на 100 — и вот так оно было в средние века :)
Не говоря о том, что индийские и прочие восточные пряности были намного разнообразнее кавказских трав.
И, кстати, травы — они свежими хороши. А свежими их никак не получится довести с Кавказа в Европу.
no subject
Date: 2025-10-28 08:33 am (UTC)no subject
Date: 2025-10-28 08:41 am (UTC)Разнообразие можно ввозить из соседних стран — Кавказа там, и прочее.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2025-10-28 08:40 am (UTC)+++Изначально, специи были признаком статуса+++ Изначально специи разнообразили еду, которая была весьма однообразной.
no subject
Date: 2025-10-28 08:42 am (UTC)Ну есть много разных добавок с различным вкусом из более близких мест.
no subject
Date: 2025-10-28 08:45 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2025-10-28 10:37 am (UTC)Нет альтернатив в специях. Кардамон это кардамон, тимьяном не заменишь. И попробовав разные специи, врядли захочется вернуться к короткому списку местных "альтернатив", котрые не альтернатива.
no subject
Date: 2025-10-28 10:39 am (UTC)Интересное замечание. Задумался....
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2025-10-28 10:51 am (UTC)Черный перец и соль — две основные специи (вторая еще и консервант), к которым возвращаешься от лени и пресыщенности. В принципе, этих двух почти везде достаточно. Другое дело, если в детстве ел что-то такое особенное от мамы/бабушки. Или экзотические специи напоминают путешествия.
Недавно узнал, что наши цветы бархатцы — также специя, имеющая гордые имена: имеретинский шафран, иранский шафран...
no subject
Date: 2025-10-28 10:54 am (UTC)Ну почему бы и нет. Вроде шафран из крокусов делают, тоже цветы же.
no subject
Date: 2025-10-28 11:56 am (UTC)Не соглашусь с вашей ремаркой в конце. Это смотря какие специи. В некоторых жарких странах еда невозможно острая, с большим количеством жгучего перца, такую с непривычки и есть невозможно, слезы катятся. Это именно для того, чтобы еда лучше сохранялась. И опять же не соглашусь с вашей логикой. Если на кораблях перевозили мясо в засоленном виде, а значит специи не использовались для консервации. Значит ли это, что копчение тоже не использовали для консервации мяса, если на кораблях возили мясо именно в засоленном виде?
no subject
Date: 2025-10-28 12:16 pm (UTC)Опять же добавлю, что засаливали мясо для длительного хранения. А специи использовали для предотвращения слишком быстрой порчи продуктов в жарком климате, то есть их использовали не для длительного хранения продуктов. А для того, чтобы приготовленная еда не скисла уже через пару часов.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2025-10-28 01:29 pm (UTC)Ну вот например: https://www.medievalcookery.com/notes/drummond.pdf (https://www.medievalcookery.com/notes/drummond.pdf)
https://books.google.co.il/books?id=biR8AwAAQBAJ&printsec=frontcover&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (https://books.google.co.il/books?id=biR8AwAAQBAJ&printsec=frontcover&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false)
(no subject)
From:no subject
Date: 2025-10-28 12:12 pm (UTC)Соглашусь с комментарием, что специю делают более разнообразной скудную еду. Смотрела какой-то деревенский канал, там где-то тол и в Индии, то ли в Пакистане деревенские женщины готовили еду на всю деревню. Еда исключительно вегетарианская, но, мама дорогая, сколько же там специй: зиры, куркумы, смеси специй типа масала, лаврового листа, острого перца, душистого перца, лука, чеснока, свежих трав. Они там эти специи кидают большими мисками.
no subject
Date: 2025-10-28 01:30 pm (UTC)Все верно, но ведь лавроывй лист, чеснок, лук были в Европе и так, задешево.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2025-10-28 02:18 pm (UTC)У меня тут кот рядом сидит и готов родину продать за щепотку кошачьей мяты.
no subject
Date: 2025-10-28 02:20 pm (UTC)Ну может у него это как героин :)))
no subject
Date: 2025-10-28 02:34 pm (UTC)специи, они разные и резоны их использования в средневековой Европе тоже были разными
но если коротко, то не для предохранения от порчи, а для того что бы замаскировать запах/вкус тухлятины. и другие естественные ароматы: мясо взрослых некастрированных копытных имеет очень своеобразный привкус, да и многих птиц тоже. к тому же оно жесткое, и чтобы размягчить туши выдерживали неделями, что возвращает к теме тухлятины
Кавказ совсем ни причем, все тоже самое растет в Магрибе или Турции
консервирующая функция тоже есть, классический пример бастурма: обмазанное специями перед вяленьем мясо, для защиты от мух и плесени
no subject
Date: 2025-10-28 04:48 pm (UTC)Ну вот например: https://www.medievalcookery.com/notes/drummond.pdf (https://www.medievalcookery.com/notes/drummond.pdf)https://books.google.co.il/books?id=biR8AwAAQBAJ&printsec=frontcover&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (https://books.google.co.il/books?id=biR8AwAAQBAJ&printsec=frontcover&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false)
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2025-10-28 02:47 pm (UTC)мне кажется специи больше от скоропортящегося и прочих паразитов
но хз, я не буду прямо зуб давать
а вот "почувствовать богачем" давно используют люкс бренды, выпуская духи, очки, платочки, и прочие кошельки, на которые реально накопить.
no subject
Date: 2025-10-28 03:03 pm (UTC)Тогда уж скорее подделки под люксовые бренды.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2025-10-28 04:50 pm (UTC)Если из употребляли "чтобы почувствовать себя богачом" — должны были перестать употреблять ?
no subject
Date: 2025-10-28 04:53 pm (UTC)Почему? Сейчас для вкуса — они же дешевы.
Если золото подешевеет в сто раз, из него все равно украшения делать будут.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2025-10-28 04:56 pm (UTC)Кроме всего прочего, специи очень способствуют пищеварению. А этим люди интересовались с древних времен. Например зира (кумин) -классная специя для добавки в бобовые блюда. Она значительно и заметно уменьшает специфический для бобовых эффект флатуленции.
Жгучий перец не зря популярен в жарких странах - он охлаждает.
Или, например, в Индии издавна многие болели туберкулезом, но особой смертности он не вызывал - и климат поддерживающий здоровье, плюс еда со специями, очищающими легкие. И т.п., и т.д.
no subject
Date: 2025-10-28 05:42 pm (UTC)Но я то про Европу :)).
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2025-11-02 09:52 am (UTC)На самом деле, жгучие пряности изначально использовали не для сохранения, они в этом деле, и впрямь, бесполезны. А для того, чтобы солдат или путешественник, мог сожрать сухпай и не получить заворот кишок — пряности вроде перца вызывают обильное слюноотделение и это помогает переварить какое-нибудь вяленое как подметка мясо.
Есть вариант, конечно, как римляне запивать все водой с уксусом, но то такое.. Тем более, не у каждого солдата была фляга, да и путешественник если не конный вряд ли таскал с собой мех с вином/водой — это попросту, тяжело. А всухомятку перекусить тогдашними дорожными перекусами: вяленое мясо, сухари и каменной твердости сыр весьма неполезно. Перец снижал вероятность получить несварение желудка. Ну а потом уже привыкли.
no subject
Date: 2025-11-02 11:36 am (UTC)Возможно, что с этим и связанно начало использования пряностей. Но все-таки основным потребителем пряностей был не матрос в дальнем плавании и не солдат в походе, а городской житель. А при цене на пряности, я не уверен, что свежий кусок стоил дороже чем тухлый кусок + много пряностей чтобы забить вкус....
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: