marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
Я обратил внимание на то, что боги древней Греции регулярно передавали людям полезную информацию: они учили людей ремеслам, они давали оракулам возможность предсказывать людям как избежать негативных событий. Интересно, что ничего подобного Яхве не делает - он не учит людей каким-либо ремеслам, а за съедение плода с дерева познания добра и зла вообще наказывает. Яхве информирует людей о своих намерениях и о вопросах выполнения религиозных норм и ритуалов, но не о каких-либо других вещах. Обратим внимание, например Яхве не научил строить людей корабли вообще - он научил Ноя как построить конкретный ковчег, чтобы пережить устроенную им же катастрофу.

Date: 2025-11-12 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] degtyarchuk.livejournal.com
это менталитет
древний грек никогда не сказал бы — я придумал ...
но сказал бы — Афина подсказала мне ...

ещё надо учитывать отношение к богам (богу) и само развитие религиозной мысли
титаномахия была только у греков, хтонические божества сменились человекоподобными
например, у древних греков боги человекоподобны, а у евреев человек богоподобен.

кстати, на востоке не было аналога титаномахии
там хтоника присутствует до сих пор: ганешу с хоботом, драконы, змееподобные, ...

Date: 2025-11-12 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"у древних греков боги человекоподобны, а у евреев человек богоподобен."


Ну в иудаизме тоже человек подобен богу.

Date: 2025-11-12 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] forcomment2.livejournal.com
Кто вас манами и перепелами кормил в пустыне, жестоковыйные?

Date: 2025-11-12 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Кормить- кормил, но не учил :))

Date: 2025-11-13 01:43 am (UTC)
From: [identity profile] igorla.livejournal.com

Вот именно, давал рыбу, а не удочку. И так всю дорогу.


Нет, чтобы поделиться инопланетными технологиями!

Date: 2025-11-12 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com

Вообще-то у греков Прометей стырил у богов всякие ноу-хау и передал людям. Причем, безвозмездно.

Date: 2025-11-12 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, и это не единственный пример трансфера знаний.

Date: 2025-11-12 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] tanya-12-12.livejournal.com
За что и огрёб.

Date: 2025-11-13 12:32 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com

Есть хорошая книга об этом.

Date: 2025-11-12 07:08 pm (UTC)
spamsink: (blessed)
From: [personal profile] spamsink

Вопрос, собственно, зачем грекам пришлось придумывать сказки про ремёсла, в то время как у евреев тоже, в сущности, были некоторые ремёсла, но они обошлись без сказок.

Date: 2025-11-12 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Причем Левант до бронзового века был даже продвинутее Греции

Date: 2025-11-12 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] bablonavt.livejournal.com
Не научил, но зато привил иудеям дисциплину

Date: 2025-11-12 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Это да, это не отнять :))

Date: 2025-11-12 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] langelino.livejournal.com
Евреи умные, сами научились.

Date: 2025-11-12 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ymarkov.livejournal.com

Видимо, не божеское это дело — научно-технический прогресс. Даже Ноаху были выданы не технические знания, а только размеры и общая конструкция ковчега (кораблём эту коробку не назовешь).


Хотя в Пиркей Авот сообщается, что Бог сотворил первые клещи — типа для затравки.

Date: 2025-11-12 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] metsuyan.livejournal.com

священные пассатижи

Date: 2025-11-12 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ymarkov.livejournal.com

Вот что надо искать, а не ковчег!

Date: 2025-11-13 03:54 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну так ему главное было на воде продержаться :))

Date: 2025-11-12 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] zuss123.livejournal.com

"Интересно, что ничего подобного Яхве не делает"


Это кишлачные божки , которые требуют постоянных жертвоприношений


Во славу Богам Аулов


Из самых аналов истории божки



Вот оно логово Яхве в Дагестанских Аулах...


Edited Date: 2025-11-12 11:03 pm (UTC)

Date: 2025-11-13 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] piyavking.livejournal.com
Есть мнение, что посреди прочих богов Яхве - поехавший асоциал. Что многое объясняет тщмт...

Date: 2025-11-13 05:40 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, в этом что-то есть.


Он экстремально ревнивый.

Date: 2025-11-13 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] zarathustra66.livejournal.com
Вообще в Тибетской мифологии Ревнивые Боги — класс злых демонов. "Подобны настоящим Богам, но, в отличие от них, злонамеренные и грубые".
Не из этой ли компании затесался ваш Яхве?

Date: 2025-11-13 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
И начало ремёслам и искусствам, как я помню, положили потомки Каина, а не Сифа. Приличные люди и боги о таком не думают?
Edited Date: 2025-11-13 06:35 am (UTC)

Date: 2025-11-13 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Кстати да, получается потомки Сифа породили население Земли, а потомки Каина — ремесла для них.

Date: 2025-11-13 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
>потомки Сифа породили население Земли

А это утверждается где-то? Что ни Ной, ни его сыновья, ни его внуки не были потомками Каина по женской линии?

Если да, то неудачен не только термин "Y-хромосомный Адам" (в Библии "Y-хромосомный Адам" носит имя "Ной"), но и "митохондриальная Ева" (которая будет в лучшем случае женой Сифа).

Date: 2025-11-13 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, интересное замечание. Тора не отслеживает биографии всех женских персонажей, то есть да, вполне могли где-то дети Каина и попасть в родословную Ноя.

Date: 2025-11-13 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
А тем более его жены или невесток.

Date: 2025-11-13 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] benni72.livejournal.com

Раши называет жену Ноя Наамой (נעמה‎), что позволяет некоторым (например, Штейнзальцу) отождествлять её с каиниткой из Быт. 4:22.

Date: 2025-11-16 03:42 am (UTC)
From: [identity profile] andy-ms.livejournal.com

Как раз читаю Харари:
Политеизм не противостоит концепции единой силы или мирового закона, управляющего вселенной. Многие полите­ истические и даже анимистические религии почитают выс­ шую силу, которая действует через посредство богов, демонов и священных скал. В классическом греческом варианте поли­ теизма Зевс, Гера, Аполлон и их родичи подчинялись всемо­ гущей и всеохватывающей силе — судьбе. Нордические боги тоже были орудиями судьбы, обреченными погибнуть, ког­ да настанет Рагнарёк («сумерки богов»). Политеистический миф йоруба (Западная Африка) повествует о том, что все бо­ ги произошли от верховного божества Олодумаре и остались у него в подчинении. Индуизм признаёт единый принцип, Ат- ман, который контролирует мириады богов и духов, челове­ чество, мир природы и неодушевленный мир. Атман — суть или душа вселенной, а также каждого существа и каждого явления.


Принципиальное отличие политеизма от монотеизма заклю­ чается в том, что в политеизме высшая сила, которая правит ми­ ром, лишена собственных интересов и пристрастий, ее не трево­ жат мирские желания, заботы и тревоги. Бессмысленно просить ее о победе в войне, о здоровье или о дожде, потому что ей, на ее недосягаемой высоте, все равно, победит то или иное царство или проиграет, будет ли город процветать или зачахнет, опра­ вится больной или умрет. Греки не пытались умилостивить бо­ гинь судьбы, и индусы не строили храмы Атману. Обращаться к этой высшей силе имело смысл лишь тогда, когда человек отрекался от всех желаний и соглашался при­ нять вместе с хорошим и дурное, даже поражение, бедность, болезнь и смерть. Так некоторые индусы — садху, или санья- сины, — посвящали жизнь устремлению к Атману, единению с Атманом в поисках просветления. Они старались увидеть мир с точки зрения этого универсального принципа, осознать не­ долговечность и тщету всех мирских желаний и страхов с точки зрения вечности. Но большинство индусов — отнюдь не садху. Они глубоко увязли в повседневных мирских невзгодах, кото­ рые нисколько не задевают Атмана, а потому индусы обраща­ ются с мольбой к богам, наделенным особыми силами. Именно потому, что их возможности ограничены, Ганеша, Лакшми, Са- расвати и прочие не чужды пристрастий и личных интересов. Люди могут заключать сделки с соответствующим «ограничен­ ным контингентом» и с его помощью выигрывать войны или исцеляться от болезней.


В этом и состоит фундаментальное открытие политеизма: высшая сила вселенной свободна от интересов и пристрастий, так что, если нам требуется помощь для решения наших земных проблем, нужно обращаться к силам подчиненным и не свобод­ ным от пристрастий. Таких малых сил сколько угодно: когда на­ чинаешь делить в соответствии с конкретными задачами всеох­ ватывающую власть высшего принципа, появляется множество богов. Вот и политеизм.

Date: 2025-11-16 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, поэтому возникновение монотеизма и выглядит странным и неинтуитивным. У него нет преимуществ, почему его приняли...


Христианство собственно постепенно и отошло от монотеизма.

Date: 2025-11-16 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] andy-ms.livejournal.com

Ага, специализация святых и покровительство отдельным странам/городам.
«Первая известная нам монотеистическая религия появилась в Египте около 1350 года до н.э., когда фараон Эхнатон объявил, что одно из младших божеств густонаселенного египетского пантеона — Атон — на самом деле и есть высшая сила, которая правит миром. Эхнатон превратил культ Атона в госу­ дарственную религию, а поклонение другим богам попытался отменить или свести к минимуму. Религиозная реформа закон­ чилась провалом. После смерти фараона его небесного покро­ вителя забыли и вернулись к прежним богам.


Политеизм вновь и вновь порождал такого рода монотеи­ стические религии, но все они оставались маргинальными, в первую очередь потому, что не в состоянии были сформулиро­ вать собственное универсальное послание. Так, иудаизм заяв­ ляет, что высшая сила вселенной имеет свои интересы и пред­ почтения и главный ее интерес сосредоточен на маленьком еврейском народе и никому не известном клочке земли — Па­ лестине. Другим народам эта вера мало что могла предложить и большую часть своей истории воздерживалась от прозелитизма. Эту стадию развития религии можно назвать «локальным моно­ теизмом».


Он пишет, что причины распространения монотеизма в миссионерстве и религтозной нетерпимости.

Date: 2025-11-16 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Первая известная нам монотеистическая религия появилась в Египте около 1350 года до н.э., когда фараон Эхнатон"


Судя по всему, это был не монотеизм, а монолатрия — поклонение только одному богу, но вера в существование многих.

Date: 2025-11-16 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] andy-ms.livejournal.com

»монолатрия
Блин, я таких умных слов не знаю)))
Пойду читать Харари на время отсутствия света…
Он как для меня, как биолога прикольней и прикольней, начиная с аграрной революции.
За время блекаута дочитал главу 14: Откытие невежества (Штирлиц подумал,— ему понравилось: и он подумал ещё).
Раздел главы 15 о союзе науки и империализма тоже хорош (Штирлиц поймал кошку и влил ей в горло стакан бензина, затем отпустил. Кошка пробежала 10 метров и упала замертво.
— Бензин закончился,-понял Штирлиц)

Date: 2025-11-16 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Харари — левый, его муж вообще кажется политический активист.


И надолго у Вас блекаут?

Date: 2025-11-16 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] andy-ms.livejournal.com

»Харари — левый, его муж вообще кажется политический активист.
Бггг. А коммунизм он назвал религией (наравне с нацизмом, капитализмом и либерализмом), пророками Маркса и т.д., священной книгой —Капитал. Как для левого, он на удивление не сильно критикует империализм, например (пока) и отстранённо сравнивает Либеральный гуманизм (капитализм), Социалистический гуманизм (коммунизм) и Эволюционный гуманизм (фашизм/нацизм). Я пока левизны не вижу, да и пропаганды этсамого (за что жену Лота…) — тоже. Но забавно читать перпендикулярные мысли, как про то же сочетании науки и империализма без всяких обвинений белых хуемразей во всех бедах человечества и роли науки-власти-бизнеса в том, что теперь мы или решили какие-то основные проблемы, или уверены, что решим))) Реально, небиологичесеая часть прикольная (биологическая: ну, так, то ли забыл, то ли на барышню на лекции я смотрел)

»И надолго у Вас блекаут?.
Сегодня — 4,5 часа (выходной). Вчера — 4 + 4.
Завтра — посмотрим. Энергетики — молодцы, ремонтируют, латают.

Date: 2025-11-16 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Охо-хо. Тяжко вам :(((

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 06:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios