marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
Однажды Хипстеры, идущие в барбершоп из лофт-антикафе с креативного коучинга по стартапам в коворкинге, увидели Истинного Мастера. Он сидел на чурбаке возле гаража и пил пиво после трудов своих, глядя на мир с кроткой улыбкой Просветлённого.
Посмотрели на это Хипстеры, достали айфончики, сделали селфи в инстаграммчик, зачекинились в форскверчик, писнули в твиттерочек, да и решили Мастера подъ*бать.
— Скажи нам, о Мастер, — завели они разговор, отхлебнув свои смузи, — Почему грязен твой комбинезон? Почему не стрижена твоя борода? Почему не крафтово твое пиво? Посмотри на нас, Хипстеров! На наши скинни, лофтеры, хомбурги, конверсы и кардиганы! Как аккуратны наши бородки, как чист наш маникюр, как ироничны принты на наших футболках! Один из нас — диджей, другой — фэшн-блогер, третий — фотограф, четвертый — светский обозреватель. Все мы веганы, метросексуалы, органфудцы и эксперты артхауса. У каждого есть айфон, клатч, молескин и фейсбук. И ни один из нас ни разу не испачкал рук пошлой работой! Так может быть ты и не Мастер вовсе, а обыкновенный лузер?
Вот так глумились они над Мастером, но он не отвечал им, лишь пил пиво и улыбался.
— Почему же ты не отвечаешь нам, Мастер? – в конце концов спросили Хипстеры.
— Жду, — сказал Мастер кротко.
— Чего же? – удивились Хипстеры.
— Когда вон те гопники вломят вам пизд*лей, отожмут ваши айфоны и засунут ваши молескины в ваши метросексуальные ж*пы.
— А как же ты, Мастер? – растерялись Хипстеры.
— А у меня монтировка есть, — ответил Мастер.
— Но что же нам делать? – спросили испуганно Хипстеры.
— Заебо*шьте лук! – улыбнулся Мастер.
И глаза его были добрые-добрые.

      Я вспомнил этот рассказик из-за такой промелькнувшей у меня мысли: Мещан вообщем не любят. Пока поэт слагает страстные стихи, художник рисует эпатажные полотна, а астроном изучает звезды, мещанин тупо пялится в телевизор, играет на компе, да обсуждает с приятелями у кого какая тачка. Что он хочет? Комфорта, ну и что бы дом был побольше чем у соседа. Продвинутся из зам.старшего менеджера в старшие менеджеры тоже неплохо. Секс - замечательно, но если в виде минета или что бы быть снизу, ну вообщем что бы не перетрудится. Вообщем фуфуфу.
      Но тут какая штука - на протяжении почти всей истории, Homo sapiens был ближе к гопникам, чем к мещанам. В этом мире была борьба за доминирование, или ты сверху, или ты снизу - третьего не дано. Лузеры оказывались на самом дне. Мещанин - это соблазненный комфортом гопник, он продолжает бороться за свое место в иерархии, но не путем прямого конфликта, а путем сравнения - у кого дом больше да машина круче. Поэтому то и художник с поэтом могут заниматься художествами и прочей климатологией, не боясь, что на них сейчас наедут с выяснением, кто тут главный самец.
      Науки и тонкая культура могли расцвести лишь посреди общества соблазненного комфортом, где люди менее озабочены доминированием. В обществах, где нет этого богатства и комфорта, увы, особо не поэпатируешь окружающих.

Date: 2019-08-11 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
культура возникла у тех, кому уже не надо было доказывать свою доминантность- у аристократии.

Date: 2019-08-11 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] van-der-moloth.livejournal.com
1). Сейчас аристократам наверное стало очень больно и обидно. Вся жизнь аристократа проходила в непрерывном доказывании доминантности - военная служба, дуэли, интриги и просто-напросто войны с такими же аристократами.
2). Древнегреческим философам тоже вряд ли стало приятно. К аристократии Сократ и Диоген имели такое себе отношение, а вклад в культуру у них побольше иного маркиза будет.

Date: 2019-08-11 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
аристократу ничего не надо было никому доказывать- из аристократов его никто исключить не мог.

от того, что Диоген с Сократом не принадлежали к аристократии, не следует, что культура возникла у рабов и маргиналов.


Date: 2019-08-11 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] van-der-moloth.livejournal.com
"аристократу ничего не надо было никому доказывать - из аристократов его никто исключить не мог"

Его могли отличненько лишить всех титулов, владений и, опционально, головы. Чтобы этого избежать, он постоянно должен был доказывать сюзерену свою лояльность, конкурентам - силу, а вассалам - надежность. Ну и обычную человеческую жадность никто не отменял, хапнуть владение соседа - вполне себе способ доказать, что у тебя булава толще. В наше сравнительно мирное время для этого достаточно купить машину больше, чем у него.
Это как раз обывателям ничего доказывать не нужно было, поскольку пробиться в аристократию им было практически нереально, ну и зачем биться головой о потолок? А у аристократов там была вполне себе карьерная лестница.

"культура возникла у рабов и маргиналов"

Раб Эзоп и пьяница Хафиз смотрят на этот комментарий с удивлением.
(можно взять и того же Сократа, казненного по обвинению в растлении юношества и богохульстве, куда уж маргинальнее, но не будем повторяться)

Date: 2019-08-11 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
вассалы здесь ни при чем, культура в современном ее понимании началась гораздо раньше, в рабовладельческом обществе. и началась она благодаря появившемуся досугу у аристократов.

все это основы, в любом учебнике по истории культуры описаны, поэтому спорить с ними довольно... остановимся на слове странно. шоб вас не обидеть.

Date: 2019-08-11 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] van-der-moloth.livejournal.com
Ну, такое, смотря какая именно культура. Музыкой и живописью в древности занимались рабы, услаждавшие взор и слух господина, или ремесленники, зарабатывающие продажей своих произведений, скульптура и театр - тоже по части свободных ремесленников, а не аристократов, у которых появилось на это время.
Остается разве что литература, как вид искусства, за который в то время было затруднительно выручить деньги.

Date: 2019-08-11 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
да любая культура. в доаристократическом обществе культуры не было и появиться не могло, за исключением примитивной, которую сейчас культурой можно считать лишь условно.
культура появилась для аристократов, она в принципе элитарна по своей сущности.

Date: 2019-08-12 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
Наша цивилизация стоит на наследии созданном не аристократами, а членами гражданских полисных общин. То есть по происхождению они возможно и были аристократами, но нигде этого не педалировали. Все члены гражданской общины равны и это довольно принципиально.

Date: 2019-08-12 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
культура по природе своей элитарна, так что никуда от аристократов не деться, увы.
и новое время с вассалами и баронами, коих здесь упоминали, это лишь подтверждает.

Date: 2019-08-12 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Полностью согласен.Высокая культура по природе своей элитрна.

Date: 2019-08-12 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
она элитарна, потому что возникла у элиты и для элиты (=аристократов).
остальные пользователи, типа маргиналов- незначительные допущения.

Date: 2019-08-11 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Согласен, но частично. Я думаю, барон, участвовавший в высадке Вильгельма завоевателя вынужден был очень доказывать свою доминантность другим баронам. Когда аристократия стала нежится в постели и больше беспокоится об устрицах на обед чем о других вещах - тогда да. Кавендиш занимался своими исследованиями потому что
1. У него были деньги на них
2. Никто не пытался их у него отжать - уже было достаточно цивильно. В 12 веке его замок (он был очень анти-социален, возможно аутист) сожгли бы нафиг соседи же.

Date: 2019-08-11 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
культура возникла несколько раньше появления баронов- в рабовладельческом обществе, когда у аристократии появился досуг.

Date: 2019-08-11 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну конечно, я просто для примера :)

Date: 2019-08-11 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
к средним векам накопленный пласт культуры был уже настолько велик, что отдельные бароны-любители войнушек погоды в этом смысле не делали. у аристократии к тому моменту было столько досуга, что на нее работали целые эшелоны менестрелей и миннезингеров. огромнейший пласт запросов на культурные ценности к тому моменту поставляла церковь- Микеланджело, да Винчи и пр создавали культурные ценности целево для церковников и их потребностей.

Date: 2019-08-11 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] van-der-moloth.livejournal.com
А тут интересный вопрос. Конкретный человек или группа людей (в данном примере хипстеры) может проиграть на каком-то этапе конкуренции (в данном случае - получить пиздюлей и лишиться айфонов). Но их культура в целом, нравится она нам или не нравится, внезапно оказывается сильнее. Гопники, отжав айфоны, начинают внезапно селфиться, чекиниться и твитить. В соответствии со своей традиционной культурой, но исходная культура от этого только выигрывает, получив свежую кровь.
Пример из истории - завоевание оседлых народов кочевыми :)

Date: 2019-08-11 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Полностью согласен. Гопники, отжав ништяки у хипстеров, будут ими во всю пользоваться. А если надыбают еще и очень много бабла, то постепенно перестанут быть гопниками - им будет просто лень идти искать, кого-бы избить.
Другой хороший пример - крестоносцы грабящие более продвинутых мусульман.

Date: 2019-08-11 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] kiowa-mike.livejournal.com
В общем, как жрать в избытке стало.

Date: 2019-08-11 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Ну да :)))
Желудочно-неудоволетворенный кадавр впадает от избытка еды в пароксизм довольства, и никого не пытается сожрать.

Date: 2019-08-11 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] van-der-moloth.livejournal.com
"Науки и тонкая культура могли расцвести лишь посреди общества соблазненного комфортом"

Знаком с этой теорией, она в целом хороша, но есть и ряд возражений.
Общество вряд ли накопит достаточно жрачки и прочих материальных благ для перехода к сытому комфортному существованию без науки. Именно благодаря привычкам египетских жрецов и греческих философов пялиться на звезды и рисовать на салфетках всякие штуки стало возможным как внутреннее накопление благ (агрономия, мореплавание, строительство и прочие кунштюки из "Цивилизации"), так и их банальный отжим у соседа - как ты без математики построишь хотя бы примитивную осадную машину?
С культурой сложнее, до некоторой степени она сама является способом указать, кто здесь главный самец, иным способом, нежели хуячить других дубиной по башке.

Date: 2019-08-11 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Именно благодаря привычкам египетских жрецов"
Ага, храмы были убежищем.

Но я более о размере эффекта. Тот же Сократ вполне мог постоять за себя, он был гоплитом. Или вспомните И.Ефремова или Экзюпери. Таких было не много, но было.

Date: 2019-08-11 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] van-der-moloth.livejournal.com
Ну, "постоять за себя" тут понятие растяжимое. Архимеда убил обычный солдат, но если сравнить это с тем, сколько народу перед этим было убито благодаря его изобретениям, то по фрагам он затащит :)
Вообще это был народ практичный, взять хоть байку про Фалеса и оливки.

Date: 2019-08-11 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] pusets.livejournal.com
С чего вы решили, что гопник это не мещанин? Это и есть мещанин в рафинированном виде.

Date: 2019-08-12 12:37 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Мне кажется, это взаимопереходящие варианты. Долго некормленый мещанин становится гопником.

Date: 2019-08-11 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] zarathustra66.livejournal.com
Я так и не понял, кого тут называют мещанами.
Это понятие растяжимое. Вот возьмём, например, фильм "Кин-Дза-Дза", наверно, все помнят. Так вот, плюкане, одержимые порочными страстями, это мещане? Или наоборот, это обитатели Альфы, устроившие себе спокойное, практически беспроблемное существование?

Date: 2019-08-12 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
мещане здесь и хипстеры, и гопники. так как мещанин- это тот, кто во главу угла собственного существования ставит материальное в ущерб духовному.

Date: 2019-08-12 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
В том то и дело, что на мой взгляд гопники-не мещане, им очень важно кто над кем доминирует. И удовольствие от возможности запинать лоха у них может больше чем от отжатого айфона

Date: 2019-08-12 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] frezzi-grant.livejournal.com
вряд ли доминирование можно считать "идеей", т.е. чем-то антимещанским.
это базовый животный инстинкт, свойственный человеку из любого слоя и прослойки.
хипстеры считают, что они доминируют над гопниками посредством молескина, а гопники, что они доминируют посредством биты.
делец будет доминировать посредством денег, а мент посредством использования закона в личных целях.


Date: 2019-08-23 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Про базовый инстинкт согласен, но мне кажется что мы говорим как о мещанах как о тех кто предпочетает комфорт доминированию (ДПСник может и доминировать, будучи мещанином по натуре, но это средство добывания денег а не цель).

Date: 2019-08-12 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Мне кажется, что мещанами обычно называют людей интересующихся восновном примитивным комфортом

Date: 2019-08-11 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] home-lynxy.livejournal.com
Да уж, гопникам астрономия не нужна )

Date: 2019-08-12 12:38 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Но телескоп бы сгодился - кому-нибудь по голове им настучать.

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 06:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios