marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
В статье Historically rice-farming societies have tighter social norms in China and worldwide демонстрируется, что социальные нормы в тех областях Китая, где исторически выращивают рис, гораздо жестче чем в соседних областях, где исторически выращивают пшеницу. Поскольку выращивание риса было гораздо более трудоемким, чем выращивание пшеницы, и требовало гораздо большей кооперации между большим количеством людей из-за необходимости синхронизировать кооперацию, то авторы делают вывод, что выращивание риса поощряет развитие жестких норм поведения. Но мне представляется, что не менее логично, что в обществах с более жесткими нормами вероятнее разведение риса - в обществах с менее жесткими нормами люди постепенно переходят на выращивание менее трудоемкой пшеницы.
Человек ищет то, где ему лучше, если общество его не сдерживает!
UPD [livejournal.com profile] chipsem заметил, что возможно у части населения не было выбора - условия для выращивания пшеницы и риса различны, и там где можно выращивать рис, нельзя выращивать пшеницу, так что особого выбора у людей не было.
UPDD [livejournal.com profile] biakov заметил, что если рис более урожайная культура, то он может поддерживать большую плотность населения, которая в свою очередь поддерживает более жестки социальные нормы.
UPDDD [livejournal.com profile] misha_makferson заметил, что болота можно и осушить, если сильно хочется пшеницу выращивать.
UPDDDD [livejournal.com profile] egovoru отметила, что урожайность риса гораздо больше урожайности других культур и на юге пшенице с ним трудно конкурировать.
UPDDDDD [livejournal.com profile] misha_makferson заметил, что сама по себе жесткость норм ни о чем не говорит - она может быть просто направлена на компенсирование нежелания населения выполнять нормы.
ps Авторы статьи конечно должны были проверять реальное выполнение норм, а не то какие сами эти нормы.

Date: 2020-08-19 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] 5cr34m.livejournal.com
рыба ищет где глубже, а ленин - где рыба!

Date: 2020-08-19 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] chipsem.livejournal.com

Я, право, не агроном, сын аргопрома, но мне кажется, что выращивание риса и пшеницы требуют настолько разных агротехнологий, типов почв, увлажнения и пр., что одним желанием не обойтись: где хорошо растет рис, пшеница может и не уродиться и наоборот.

Date: 2020-08-19 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] eohippus-k.livejournal.com
Да. Но возможно люди просто перебирались в более устраивающие их условия, выбирая таким образом.

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2020-08-19 07:10 am (UTC) - Expand

Date: 2020-08-19 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] 5cr34m.livejournal.com
да, в болоте пшеница растет так себе.

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2020-08-19 07:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2020-08-19 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 5cr34m.livejournal.com - Date: 2020-08-19 07:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2020-08-19 07:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 5cr34m.livejournal.com - Date: 2020-08-19 07:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] biakov.livejournal.com - Date: 2020-08-19 07:40 am (UTC) - Expand

Date: 2020-08-19 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Кстати да, не подумал. Добавлю в пост

Date: 2020-08-19 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] biakov.livejournal.com
Я бы еще предположил что рис(при всех "но" и уточнениях) в целом более урожайная культура, больше жратвы - больше народу, больше плотность населения, больше плотность населения(в доиндустриальном обществе) - жестче нормы.

Date: 2020-08-19 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Вполне правдоподобный вариант. Добавлю в пост

Date: 2020-08-19 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
Экологические зоны благоприятные для риса и пшеницы пересекаются очень условно, а в ряде регионов (например в Индии) и рис и пшеницу выращивают в одних и тех же регионах.

Date: 2020-08-19 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"пересекаются очень условно"
То есть можно или нельзя выращивать в одном и том же месте?

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2020-08-19 07:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2020-08-19 05:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-08-19 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
для осушения болот нужен тот же орднунг что и для выращивания риса

Date: 2020-08-19 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Одноразовый. Вот согнал людей, каналы прокопал и что там еще нужно, и все.
А с рисом фигня каждый год.

(no subject)

From: [identity profile] biakov.livejournal.com - Date: 2020-08-19 09:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2020-08-19 09:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] biakov.livejournal.com - Date: 2020-08-19 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2020-08-19 05:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-08-19 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] elenalaluna.livejournal.com
Все правильно, питание мягким хлебом и пастой смягчает характер, рис делает человека ответственнее))) Можно вспомнить про энергетику, а можно про то что наши клетки строятся из элементов пищи и влияют на многое в теле и характере

Date: 2020-08-19 09:17 am (UTC)

Date: 2020-08-19 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
Килограмм рисовой муки в два с лишним раза дороже пшеничной, так что трудоёмкость вполне компенсируется. Думаю, что всё дело в продовольственной религии, китайцы всем народом молятся на рис, а пшеница на подхвате, а скажем, в России наоборот. Отсюда и строгость в выращивании народного продукта, поскольку оно - святое дело!

Date: 2020-08-19 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
То есть, рис - это культурная ценность для китайцев, так сказать?

(no subject)

From: [identity profile] seihleb.livejournal.com - Date: 2020-08-19 04:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-08-20 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
Рис в среднем более урожайный, тем более, что в тропиках снимают два урожая в год. И рисовый Китай это Юг, Север вполне себе пшенично-ячменно-чумизный.

(no subject)

From: [identity profile] seihleb.livejournal.com - Date: 2020-08-20 07:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2020-08-20 07:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seihleb.livejournal.com - Date: 2020-08-20 07:10 am (UTC) - Expand

Date: 2020-08-19 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Насколько я понимаю, дело не в болотах, а в слишком жарком климате. Ну, и урожайность риса выше, да - у него же целая метелка зерен, а не жалкий колосок! Идея о том, что рисовые цивилизации выковывают особую породу людей - довольно давняя, она многократно попадалась мне в книгах.

Date: 2020-08-19 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Ну, и урожайность риса выше"
Сейчас посмотрел - да, вроде самая высокая, добавлю в пост.
"Идея о том, что рисовые цивилизации выковывают особую породу людей - довольно давняя"
А я не знал.

(no subject)

From: [identity profile] sawely3.livejournal.com - Date: 2020-08-19 03:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2020-08-19 05:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] biakov.livejournal.com - Date: 2020-08-19 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sawely3.livejournal.com - Date: 2020-08-19 08:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] biakov.livejournal.com - Date: 2020-08-19 11:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2020-08-20 06:56 am (UTC) - Expand

Date: 2020-08-19 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] stesha4ka.livejournal.com
Не знаю... И в СССР и в России выращивают, преимущественно, пшеницу. Но сказать, что тут менее жёсткие нормы нельзя. :))

Date: 2020-08-19 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, вопрос интересный.
Кто-нибудь сравнивал Россию и Китай?

(no subject)

From: [identity profile] stesha4ka.livejournal.com - Date: 2020-08-19 02:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] biakov.livejournal.com - Date: 2020-08-19 03:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2020-08-19 05:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-08-20 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
Русские жуткие стихийные, если угодно экзистенциальные анархисты. С нормами все сложно, они может и жесткие, только на них пофиг.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2020-08-20 07:09 am (UTC) - Expand

Date: 2020-08-20 03:38 am (UTC)
From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com
Полуофф Для меня - выросшего в России еврея по крови рис гораздо вкуснее скажем картошки. А если есть кукуруза мне просто ничего больше не надо(увы, с этим проблема - в Канаде кукурузы дофига, но по моим понятиям это если не фейк, то эрзац - в частности - сладкая). Я к тому, что предпочтения м б генетическими.

Date: 2020-08-20 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
А я ни рис ни кукурузу не люблю :)))

Date: 2020-08-20 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] abyssal-being.livejournal.com
Какие все комментарии отличные, и твоя собственная версия очень хороша.
У нас пиццу разносят, наверное, потомки рисоводов. Нам их дисциплина и производительность и не снилась.

Date: 2020-08-20 08:30 am (UTC)

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 06:46 pm
Powered by Dreamwidth Studios