marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      Представим себе эксперимент: Подопытные смотрят короткий фильм про некоторого героя. Половина смотрит про кого-то абстрактного героя, а половина - про важную фигуру в религии которую они исповедуют. Например, в одном случае речь идет про какого-то абстрактного жителя ближнего востока, а в другом - экранизируется кусочек из евангелий. Я предполагаю, что эмоциональная реакция тех, кто смотрел фильм про Христа, будет гораздо сильнее, чем у контрольной популяции.
      Нет ли у культуры такой функции - делать вещи более эмоциональными, причем экономным образом. Другими словами, просто снятый фильм по Евангелии и снятый со всякими спецэффектами фильм про абстрактного героя вызовут одинаковую эмоциональную реакцию, но второй фильм обойдется дороже. И медальон, которому приписывается некоторая магическая сила, будет казаться субъективно гораздо дороже, чем абсолютно такой же медальон без преданной ему магической силы.
UPD [livejournal.com profile] aadjo поспрашивал у окружающих. Оказалось, фильмы на евангелические темы не нравятся даже верующим. Либо тупо и слащаво (не помнят названия), либо трэш и жесть (Страсти Христовы). Экранизацию Бхагават-Гиты из знакомых только один осилил. Короче, среди опрошенных 12 человек фильмы про абстрактных героев победили с разгромным счётом!
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2024-05-09 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] parakhod.livejournal.com

Что-то мне подсказывет что какие-нибудь мощи без преданной истории будут иметь глубоко отрицательную стоимость.
И финансовую и эмоциональную. До обмороков.

Date: 2024-05-09 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно! Поэтому они и идут в комплекте с причислением к лику святых.


Так если Вы возьмете вино, и разольете его двум группам, одной группе скажете что это вино куплено на распродаже, пол евро — двухлитровый пакет, а другой, что его 500 лет назад сделали из винограда собранного девственницами во время полнолунья, то они его вкус сильно по разному оценят :)))

Date: 2024-05-09 03:28 pm (UTC)
spamsink: (blessed)
From: [personal profile] spamsink

Интересно, есть ли какой-нибудь тест-опросник на склонность к магическому мышлению. В MMPI я такой шкалы не припомню.

Date: 2024-05-09 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Есть тесты на магическое мышление при OCD, но это на мой взгляд совсем другое.

Date: 2024-05-09 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] staerum.livejournal.com

А как мерить эмоциональную реакцию? Давайте сразу — электропроводимость кожи, активность зон мозга и давление крови. Вот это будет наука!


И функцию культуры сразу можно правильно указать — экономно повышать электропроводимость кожи.

Date: 2024-05-09 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, именно электропроводимость кожи и энцефалограмма.

Date: 2024-05-09 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] parakhod.livejournal.com

И опять же выдать реально 500-летнее (перебор, скажем 30-летнее например), даже очень редкое и дорогое, за нормальное столовое вино не получится.
От столового вина не ожидают что оно будет вонять уксусом и горчить. А дорогому и выдержанному — простительно и даже положено. Как с теми мощами.

Date: 2024-05-09 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>делать вещи более эмоциональными, причем экономным образом

интересно — зачем
зачем усиливать эмоциональную реакцию саму по себе?

Date: 2024-05-09 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] teori65.livejournal.com

чисто логически всё выглядит правильно. чисто по личным ощущениям всё же думаю, что сила эмоций вряд ли существенно меняется в зависимости от изначального отношения к персонажу. тут как подать. ну, и про внушаемость ещё. человек эмоциональный легче вовлекается в историю и если новый для него персонаж подаётся убедительно — сочувствует ему так же, как и тому, который знаком, понятен, исходя из прежнего опыта.
обсуждаемая в комментариях история с вином вообще чистый пример внушаемости.

Date: 2024-05-09 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] antennaria-sp.livejournal.com

Как бы не наоборот. Я от любых экранизаций с Христом отстранялась, потому что для меня это было ненормально — экранизировать сакральное. А самые яркие эмоции в кино я могу получить от выдуманного мира, чем дальше он от нашего, тем проще, чем больше сходства с реальным миром, тем больше сложностей, полутонов и смешанных чувств.

Edited Date: 2024-05-09 06:22 pm (UTC)

Date: 2024-05-09 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Понял :))

Date: 2024-05-09 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Людям по видимому требуется прочувствовать разные эмоции.

Date: 2024-05-09 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо, интересно!

Date: 2024-05-10 05:02 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Конечно, люди сильно варьируются в степени своей эмоциональной реакции. И внушаемость сильно варьируется, вспомним тот же гипноз



Date: 2024-05-10 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] abyssal-being.livejournal.com

Ну да. А если подумать про живучесть религий, тут, кстати, замкнутый круг. Религия жива в сердце человека, потому что в это верила бабушка! Она бабушкой освящена, дорогим человеком. Религиозный текст, в свою очередь, например, жития святых, даже если это полная галиматья, будет иметь силу, о которой ты говоришь, и влиять на поступки и мнения.

Date: 2024-05-10 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] teori65.livejournal.com

мне почему-то совсем не жалко Степана.
он мог бы изменить свою жизнь, но предпочёл умереть.
по-моему, это глупо.
со мной что-то не так?

Date: 2024-05-10 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Религия жива в сердце человека, потому что в это верила бабушка!"


Примеры зигзагов религиозности в СССР и пост-СССР показывает, что многие достаточно легко уходят из религии или приходят в религию


Приходят слова и уходят слова,
За правдою правда вступает в права.



Date: 2024-05-10 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Не, разумеется каждый выбирает для себя, хотя с другой стороны — он же ни как не мог бы в реальности стать Наполеоном!

Date: 2024-05-10 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] teori65.livejournal.com

почему же не мог? если только он хотел всё и сразу — бац! и в дамки)))
а так-то, что мешало двигаться к цели? не это сражение, так другое. как по мне, то стимул был мощный и то, что он сделал, просто признание своего бессилия.

Date: 2024-05-10 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну да, бесперспективности бытия. Слишком резкий переход.

Date: 2024-05-10 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Возможно, но эта потребность сформировалась же не как самоценное явление. Соответственно, усиление эмоциональности само по себе — должно, видимо, приводить к проигрышу. Подобно усиленному питанию как самоцели.
Но, способность есть больше в условиях повышенных нагрузок, действительно — может быть выигрышной
Зачем способность делать вещи более питательными эмоциональными?

Date: 2024-05-10 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я подозреваю, что играют роль изменения в условиях жизни человека за последние сколько то тысяч лет. До того, эмоции могли играть гораздо меньшую роль.

Date: 2024-05-10 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] teori65.livejournal.com

дык вопрос-то всё тот же: а что считать перспективой? сравнивая себя с миллиардером или поп-звездой можно загнаться и в петлю, да. и ничто не радует, и жизнь — сплошной бесперспективняк))
думаю, база — внутри каждого.

Date: 2024-05-10 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>легко уходят из религии или приходят в религию

переходы из "православия" в "коммунизм", а из "коммунизма" в "мунизм" и т.д. — вряд ли можно считать именно "уходом из религии"

Date: 2024-05-10 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com

это вряд ли: например, размножение явно завязано на "эмоции" ...как и приём пищи

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 05:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios