marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
        Два мультфильма, Бременские музыканты и Летучий корабль похожи во многих аспектах. Они об отношениях между царевной и низкостатусным претендентом, которые добиваются царевну. У них есть помощники, у одного - домашние животные, у другого - водяной, оба получают важную информацию за сет подслушивания (у разбойников и бабок ежек соответственно).
      Вообще интересно, что Бремен никак в мультфильме Бременские музыканты и не фигурирует. Собственно, изначально средневековая сказка о бременских музыкантах была о домашних животных идущих в Бремен и по дороге испугавших льва, медведя и волка которые терроризировали дорогу к Бремену. Именно за то что они прогнали хищников, будущие Бременские музыканты и были встречены в Бремене с почетом. А братья Гримм записали сказку где животные шли в Бремен, но не дошли, оставшись жить в избушке прогнанных разбойников (заменивших хищников). А уж в мультфильме от Бремена вообще ничего не осталось. Домашние животные ушедшие от хозяев стали животными живущими с человеком-лидером. Хотя, нужно отметить, что в чем-то мультфильм ближе к средневековой сказке чем к сказке братьев Гримм (герои не остаются жить в избушке разбойников, а двигаются дальше получив награду за то что они разбойников "прогнали").
С Полканом из сказки Летучий корабль получилось тоже интересно. Полкан в сказке Афанасьева отсутствует. Его вставили авторы мультфильма. Имя Полкан они по-видимому взяли из рассказа о Бове королевиче. В ней Полкан - очень сильный герой с чертами животного, который сперва борется с главным героем, а потом не сумев его победить, становится ему верным другом\слугой и гибнет на службе ему. В этом Полкане мы явно узнаем черты Энкиду. Хотя Эпос о Гильгамеше по-видимому был забыт после захвата Месопотамии и Ближнего востока персами, какие-то его элементы получается сохранялись еще 2000 лет.
       Скорее всего, собственно сюжет для обоих мультфильмов был и не особо важен, он был скорее сценой для исполнения песен. Но вот интересно, почему вообще мультфильмы не были созданы с чистого листа, а включали в себя кучу элементов от литературных предшественников, не очень то и необходимых?

Date: 2024-11-26 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] deadkittten.livejournal.com

Вадим Нестеров пишет, что Полкан это Pulicane из французского рыцарского романа, где он действовая вместе с Бовой (Buova).



Date: 2024-11-26 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно, из Европы пришло.


Оригинал так по видимому вообще из Англии https://en.wikipedia.org/wiki/Bevis_of_Hampton (https://en.wikipedia.org/wiki/Bevis_of_Hampton)

Edited Date: 2024-11-26 02:07 pm (UTC)
(deleted comment)

Date: 2024-11-26 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] pusets.livejournal.com
И разделенное первое место на Каннском фестивале.

Date: 2024-11-26 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] penetrat0r-v4.livejournal.com
> Хотя Эпос о Гильгамеше по видимому был забыт после захвата Месопотамии и Ближнего востока персами, какие-то его элементы получается сохранялись еще 2000 лет.

А почему Вы не рассматриваете версию независимого возникновения подобной сюжетной линии?

Date: 2024-11-26 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Мог, конечно. В пользу Вашей версии говорит то что в изначальной английской истории (https://en.wikipedia.org/wiki/Bevis_of_Hampton (https://en.wikipedia.org/wiki/Bevis_of_Hampton)) будущий Палкан был не похож на Энкиду.


Но в русском Бове королевиче уж больно много у Палкана общих черт с Энкиду....


Но да, могло бы и случайно получиться.

Edited Date: 2024-11-26 02:10 pm (UTC)

Date: 2024-11-26 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Не думаю, что идею получеловека-полузверя обязательно нужно возводить к Энкиду. Это вполне могут быть, фигурально выражаясь, аналоги, а не гомологи.

Вот греческими кентаврам — тоже безудержным и диким полулюдям — Полкан в русском изводе отчасти наследует, по крайней мере на лубках его часто изображали в виде кентавра. Хотя это поздняя "локализация" под влиянием народной этимологии Pulicane > "полуконь". В оригинальном романе и в русском пересказе он был собачьей породы, "по пояс собачьи ноги" в русском тексте, "рожден от женщины и большого пса, наполовину собака" в итальянском.

Date: 2024-11-26 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Палкан не толко был получеловек, как кентавр, но и был другом\слугой властителя, с которым сперва боролся, а потом умер ради него — как Энкиду.

Date: 2024-11-26 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] home-lynxy.livejournal.com

В "Звёздных войнах" штурман тоже с чертами животного)
А у меня практически всё девушки готовы рассматривать зоосекс хотя в в стадии игры. Причина, наверняка, глубоко в архетипе)

Date: 2024-11-26 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

В смысле, секс с животными?

Date: 2024-11-26 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] home-lynxy.livejournal.com

Ну, или людьми в образе и с атрибутами животных)

Date: 2024-11-26 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] grozamolo4nikov.livejournal.com

Полкан — это воевода в опере Римского Корсакова "Золотой петушок". И в советском мультике со сценарием по опере, а не по сказке Пушкина. Не помню точно, вероятно, ЗП (мульт) появился раньше ЛК, в обоих похожи образы внешне грубоватого комического воеводы, на фоне внешне мягкого комического царя.

Date: 2024-11-26 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] grozamolo4nikov.livejournal.com

Да ЗП на 12 лет раньше и царь и воевода по аналогии оттуда


Но вообще почти все образы из летучего корабля сплагиатили в "Титанике".

Date: 2024-11-26 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] boockman.livejournal.com

В мультфильме Полкан очень колоритен)

Date: 2024-11-26 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо, не знал. Значит из Бовы через Золотого петушка пришло. :))

Date: 2024-11-26 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] grozamolo4nikov.livejournal.com

Да там была ещё сложность, что Пушкин в молодости "Бову" перекладывал в стихи, и там был и царь Додон и Полкан, а потом в "Петушка" он привнес Додона, а Полкана нет, это уже Римский Корсаков сам домыслил, явно ориентируясь на "Бову" Пушкина.

Date: 2024-11-26 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, и Додон, и Гвидон были.

Date: 2024-11-26 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] shad-tkhom.livejournal.com
Может просто потому, что Полканами давно называли сторожевых псов и в "Летучем корабле" Полкан, как верный пёс служит царю?

Date: 2024-11-26 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да какой из него верный пес?? Он же на место короля метит!

Date: 2024-11-26 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] shad-tkhom.livejournal.com

Таки в зятья, а не перевороты устраивает. И невесту не имел намерения скрасть.

Date: 2024-11-26 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну Палкан же устроил переворот (Я тебе лестницу, а ты мне корону).

Date: 2024-11-26 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] shad-tkhom.livejournal.com

Когда законными способами не вышло — перешёл к незаконным.

Date: 2024-11-26 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Почему? Он сразу же отобрал корону у царя, еще до того как Забава отказала ему.

Date: 2024-11-26 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] shad-tkhom.livejournal.com

Думал, что уж с короной на голове не пошлют. Мне вот другой известный персонаж кажется подозрительным — Али Баба. Как мог Касым, купец, забыть такое простое слово и откуда его братец знал, что случилось?

Date: 2024-11-26 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Так Али Баба же нашел труп Касыма с ранами в пещере.

Date: 2024-11-26 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] shad-tkhom.livejournal.com

И узнал все детали произошедшего? От кого? Может на самом деле было два пароля — на вход и на выход, а коварный Али Баба сказал брату только на вход — и Касым попался, как Полкан — "Земля, прощай!"

Date: 2024-11-26 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Понравилась идея!


Date: 2024-11-26 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] deadkittten.livejournal.com

Ну то ж по родственному... :)


Date: 2024-11-26 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Еще нет. Они же еще не поженились


Date: 2024-11-26 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] papon-ra.livejournal.com

Эпосы живут гораздо дольше человека. Можно даже сказать, что люди — это грунт, на котором существует эпос. Так что, обращение к вечным сюжетам могут быть оправданы.


Я как-то ради смеха разбирал построение "Иронии судьбы". Сказалось недавнее прочтение Проппа и Апулея.

Date: 2024-11-26 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

У меня собственно и вопрос — как им удается так долго жить?

Date: 2024-11-27 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] papon-ra.livejournal.com
Люди так устроены: им нравятся истории. Истории про мир, про окружающих людей — больше, чем сами люди. В этих историях есть устойчивые паттерны. История социального лифта: Золушка, Белоснежка, Кот в сапогах, те же Бременские пенсионеры.
История пути, превращений, дракона и прекрасного приза в башне.
История неземной любви.
История про то, как слабое и бедное побеждает злое и могущественное...

Date: 2024-11-27 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, но почему выживают именно данные истории, а не появляются все время новые?


Например, собственно мораль древнегреческой сказки про нахождение невесты царю с помощью обуви очень сильно отличается от морали сказки Перо, но именно сюжет с бедной девушкой принцем, и мерением обуви остался.


То же с моралью римской истории про Психею и Аленького цветочка: мораль разная, а канва таже.

Date: 2024-11-27 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] papon-ra.livejournal.com
Наверное, мораль преходяща, а сюжеты более устойчивы) Это что-то в головах, что одинаковые элементы сюжетов привлекают внимание, увлекают воображение. Нам нужен современный Пропп, чтобы все объяснил. Да он уже многое и рассказал. Ещё была книга "Тысячеликий герой". Не дочитал, но идея та же: нельзя просто взять и рассказать историю на века. История должна быть скроена по определённым правилам. Тогда ей обеспечена если не вечность, но долголетие путем переливания из мозга в мозг.

Возвращаясь к вашим примерам мультфильмов, вижу там главный посыл о молодом и гормонистом, что побеждает старое и костное, расчищая себе путь. Это мораль. Наверное, это было актуально. А вечная канва: прекрасный рыцарь при помощи менее прекрасных друзей спасает принцессу из башни.

Date: 2024-11-27 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

У меня ощущение, что в этих мультфильмах вообще было главное — исполнить песни и чтобы были подходящие ситуации :))


И таки да, центральная канва сюжета та же, что и в Синеглазке



Date: 2024-11-27 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] papon-ra.livejournal.com

У https://vad-nes.livejournal.com/ можно найти в т.ч, как делались Бременские Музыканты. Там собрались талантливые люди и немного оторвались. Время было "застойное" и хотелось, наверное, отрыва.


А архетипические сюжеты приходят сами из общей культуры.

Date: 2024-11-27 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо!


Посмотрел, очень интересно!

Date: 2024-11-26 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] witness2022.livejournal.com
Прочитал по диагонали
Понял что Бремен в Месопотамии

Date: 2024-11-26 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] zarathustra66.livejournal.com
Что "Летучий корабль" явное подражание "Бременским музыкантам", я давно понял.
А насчёт Гильгамеша... Может, оба случая восходят к ещё более древнему общему источнику? Может, этот сюжет издавна бытовал у многих народов, только мало где зафиксирован?
Вон и ведьма-отшельница, обьяснившая Гильгамеша, как потасть к бессмертному Утнапиштаму, сильно смахивает на Бабу Ягу, показавшую Ивану путь во владения Кощея, не так ли?

Date: 2024-11-27 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, разумеется, с Гильгамешем может быть совпадение.

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 91011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 12:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios