marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      Большие человекообразные обезьяны (шимпанзе, бонобо, и горилла) живут в Африке и (орангутан) на островах Индонезии в Азии. Интересно, что не смотря на то что популяции африканских человекообразных обезьян в десятки раз превосходили популяцию орангутанов и ареал обитания шимпанзе в три раза ближе к Европе чем остров Борнео, орангутаны оказали большее влияние на представление европейцев о человекообразных обезьянах и их связи с человеком.
    Живые человекообразные обезьяны стали попадать в Европу в 17 веке, и довольно быстро ученые поняли, что человекообразные обезьяны анатомически ближе к человеку чем к другим обезьянам. Интересно, что человекообразных обезьян зачастую объединяли под общим термином "орангутаны". Ламарк писал о происхождении человека от орангутана; и Дарвин и Уоллес наблюдали орангутангов вживую, Дарвин - в зоопарке, и Уоллес - в природе и дома (он притащил детеныша домой, застрелив его мать) [*]. Дарвин же наблюдал орангутана дрессированного и зачастую в одежде:

      Дарвин сравнивал орангутанов с индейцами Огненной земли, которых он наблюдал ходящих без одежды - и идея возникновения человека от обезьяны не казалась ему особенно странной. Нужно сразу сказать, что Дарвин был в курсе, что анатомически шимпанзе ближе к человеку чем орангутан, и полагал, что человек возник в Африке. Тем не менее, было распространенно мнение, что человек возник в юго-восточной Азии, и соответственно, кое-кто искал предка человека именно там. Поэтому неудивительно, что Homo erectus был открыт именно в восточной Азии, а не в Африке, где он возник.
      Мне представляется, что принципиальная разница между орангутанами и африканскими человекообразными приматами для европейцев заключалась в том, что туземцы Борнео ловили и приручали человекообразных обезьян, чего африканцы не делали. Поэтому в Европу попадали приручение орангутаны и дикие шимпанзе. Соответственно, наблюдение за прирученными орангутанами (иногда в одежде и более "человекоподобные" по своему поведению) способствовало не только попаданию орангутанов в произведения По, Конан Дойла, и Верна, но и более раннему принятию идеи о существовании эволюционной связи между человеком и приматами.
*Кстати, впервые Уоллес столкнулся с обезьяной в Южной Америке, сразу же в нее выстрелив. Дальнейшее он описывает так:
The poor little animal was not quite dead, and its cries, its innocent-looking countenance, and delicate little hands were quite childlike. Having often heard how good monkey was, I took it home, and had it cut up and fried for breakfast

Date: 2024-12-21 10:38 pm (UTC)
From: [identity profile] penetrat0r-v4.livejournal.com
За что аборигены съели Кука?

Date: 2024-12-22 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Питательный и вкусный был!

Date: 2024-12-22 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] penetrat0r-v4.livejournal.com
И отомстили за двоюродных.

Date: 2024-12-22 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Кстати, да :)))

Date: 2024-12-22 01:04 am (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Ну так сейчас даже читая Жюль Верна видишь отношение к природе, отличающееся от современного.

Date: 2024-12-22 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] misha-panda.livejournal.com
Даже у ранних Стругацких.

Date: 2024-12-22 01:25 am (UTC)
From: [identity profile] igorla.livejournal.com
— Вы любите обезьян?
- Нет..
- Вы просто их готовить не умеете!

Date: 2024-12-22 02:10 am (UTC)
spamsink: (blessed)
From: [personal profile] spamsink

Т. к. "орангутан" значит "лесной человек", то неудивительно, что название использовали для всех человекообразных обезьян.

Date: 2024-12-22 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Но он же "лесной человек" на неведомом европейцам языке.

Date: 2024-12-22 05:19 pm (UTC)
spamsink: (blessed)
From: [personal profile] spamsink

Вы не поверите, благодаря способности людей изучать языки, переводчики существовали и тогда.

Date: 2024-12-22 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

И сколько человек по вашему обращались к переводчикам за объяснением изначального смысла слова? :)

Date: 2024-12-22 05:42 pm (UTC)
spamsink: (blessed)
From: [personal profile] spamsink

А не надо за объяснением. Достаточно знать, как звучат на малайском достаточно частотные слова "человек" и "лес", чтобы сделать разумное предположение.

Date: 2024-12-22 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Много людей в Европе знали малайский? :)))

Date: 2024-12-22 09:43 pm (UTC)
spamsink: (blessed)
From: [personal profile] spamsink

Строго говоря, хватило бы и одного, который бы опубликовал статью о том, что значит по-малайски "орангутан".


Но их явно было сильно больше. Любовь к религиозному проповедничеству приводила к необходимости изучать языки.

Так что предположение, что всех человекообразных обезьян, включая шимпанзе и горилл, называли орангутанами, просто потому что все человекообразные обезьяны похожи друг на друга и слово уж очень красивое, кажется малоосмысленным. Более логично предположить, что их так называли потому, что они все "лесные люди".

Date: 2024-12-22 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com

в 19ом веке европейцы вполне могли бы обойтись без посредничества туземцев. думаю дело в том, что орангутан легче приручается, и вообще заметно менее агрессивен

Date: 2024-12-22 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно, самцы шимпанзе — самые агрессивные из человекообразных обезьян, но есть же и самки шимпанзе и горилл, есть детеныши (приручали то скорее всего именно детенышей а не взрослых).

Date: 2024-12-22 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com

орангутаны все равно более контактные и добродушные. а самку гориллы я в детстве кормил печеньками в зоопарке. времена были более простые: можно было подойти к клетке и прямо в протянутую руку класть печеньки. если печенька казалась горилле вкусной, то она хлопала в ладоши, улыбалась и протягивала руку за следующей. детворе нравилось

Date: 2024-12-22 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ой, а это в каком городе было?

Date: 2024-12-22 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Понял :))

Date: 2024-12-22 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] grozamolo4nikov.livejournal.com
В детстве тоже считал, что из них всех орангутанг больше всего на человека похож. Но ч полагал, что дело в бороде, ну ещё лысина и бакенбарды.

Date: 2024-12-22 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Спасибо! :))

Date: 2024-12-22 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
Азия была известна европейцам гораздо лучше чем Африка. В глубинную Африку европейцы до второй половины 19 века вообще не совались.

Date: 2024-12-22 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Но гориллы и шимпанзе водились по всей территории Африки, не только в центральной.

Date: 2024-12-22 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
Это павианы водились где угодно. Гориллы и шимпы нет.

Date: 2024-12-22 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, кстати интересный вопрос. Считается, что само слово горилла появилось у греков, когда они увидели каких-то человекообразных обезьян на побережье Африки.

Date: 2024-12-22 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
Это на каком побережье Африки греки могли побывать? Они вроде дальше Сомали не заплывали.

Date: 2024-12-22 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я ошибся, это греческое описание финикийского путешествия:

(https://en.wikipedia.org/wiki/Hanno_the_Navigator)

Hanno the Navigator - Wikipedia

en.wikipedia.org

Возможно, и апокриф.

Date: 2024-12-22 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
Насколько помню нет. Финикийцы описывают, что звезды на небе другие и греческий автор с иронией пишет, что горазды пиздеть эти финикийцы( конкурентов греки не очень любили). Но в Южном полушарии видимые звезды действительно другие.

Date: 2024-12-22 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну да :))


Тоже верно.

Date: 2024-12-22 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] benni72.livejournal.com

И солнце было справа, на севере. Только это другое путешествие, вокруг Африки по приказу фараона Нехо. Ганнон доплыл только до Камеруна.

Date: 2024-12-23 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

Греки не поверили и своему соотечественнику Пифею, описывавшему Британию и Балтийское море, полярный день и постоянный ледяной покров. Посчитали злостным выдумщиком, о его книге нам известно из ее критики, сама она не дошла.

Date: 2024-12-22 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] benni72.livejournal.com

Греки узнали о гориллах от карфагенян. См. перипл Ганнона.

Date: 2024-12-22 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] benni72.livejournal.com

Извините, Дмитрий, написал, еще не видя Вашего сообщения о том же.

Date: 2024-12-22 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Там может быть еще один нюанс. Шимпанзе существенно более агрессивны, чем орангутаны, это раз; то есть приручать их опасно, потому что покалечить человека разъяренному шимпанзе ничего не стоит. И два — что орангутаны одиночки, а "один шимпанзе вообще не шимпанзе", то есть при одиночном содержании в неволе наблюдать естественное и "разумное" поведение у орангутана куда вероятнее, чем у шимпанзе: одинокий шимпанзе в неволе, скорее всего, просто уже поехал крышей.

Date: 2024-12-22 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно, самцы шимпанзе — самые агрессивные из человекообразных обезьян, но есть же и самки шимпанзе и горилл, есть детеныши (приручали то скорее всего именно детенышей а не взрослых).


"одинокий шимпанзе в неволе, скорее всего, просто уже поехал крышей"
Жили одиночно шимпанзе у людей.... Возможно, плохо — но кому до этого было дело? А так то они выживают.

Date: 2024-12-24 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
Неожиданный твист.
Я думала, пока читала, он его взял домой, вынул пулю, перевязал рану...

Date: 2024-12-24 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Пелевин, да. "Происхождение видов".

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 05:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios