marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
Не страшны дурные вести
Начинаем бег на месте,
В выигрыше даже начинающий.
Красота — среди бегущих
Первых нет и отстающих!
Бег на месте общепримиряющий
     Идея что низкая самооценка ведет к негативным психологическим последствиям вызывает активные споры. Некоторые считают, что самооценку нужно поднимать, чтобы человек себя лучше чувствовал. Другие возражают, что человек с завышенной самооценкой все равно рано или поздно столкнется с реальностью, и ему тогда будет только хуже: привыкший получать награды ни за что, он не научится ничему полезному, и его падение с пьедестала (когда искусственная выдача медалей прекратится) будет очень болезненным.
      Мне кажется, что проблема здесь в том, что в самой концепции самооценки смешиваются несколько разных понятий. С одной стороны, человек оценивает себя в разных областях. Если он делает, например, контрольную по математике, он получает оценку как-то коррелирующую с его знанием математики и с устойчивостью нервной системы к стрессу во время экзамена. А вот дальше начинается интересное. Поскольку людей (и детей в особенности) постоянно сбивают в группы, то начинается автоматическое строительство иерархии, и каждый участник занимает в ней какое-то место. Мне представляется, что у многих людей возникает не проблемы с низкой самооценкой, а с страхом нахождения внизу иерархии. Скорее всего, оценка себя то как раз у большинства людей адекватная или даже завышенная, а вот если запросы на место в иерархии не соответствуют реальности, то это и приводит к психологическим проблемам.
        Другое дело, что зачастую у людей (и детей в первую очередь) нет возможности выбраться из этого соревнования, в нем приходится участвовать, хочешь ты или нет. Я как-то читал интересное выступление. Автор, говоря о Реформации, подчеркнул, что в частности она дала возможность священнослужителям жить нормальные жизни, создавать семью, и т.д. Но с другой стороны, Реформация ликвидировала высокий статус присваиваемый девственности. Если у католиков девушка без перспектив брака могла иметь относительно высокий статус как девственница, то при протестантизме она становилась лохушкой, самой неудачливой среди прочих. У нее не было шансов избежать конкуренции со всеми остальными в плане создания семьи. Таким образом, протестантизм, дав что-то полезное определенной группе населения (священнослужителям), у другой (людям с низким шансом создать семью) что-то отобрал [*].
      Поэтому я считаю действия на "искусственное" повышение самооценки вредными, а вот выводить людей из конкуренции за место в данной иерархии - очень полезным. Раздавать каждому медальку за участие в спортивном соревновании - вредный бред, а вот организовывать спортивные мероприятия не как соревнования - вещь полезная.

* Наверное, это неизбежно, в результате любого изменения кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.

Date: 2025-06-06 11:41 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

А вот в православии и священники могут жить нормальной семейной жизнью, и монашество (с высоким статусом девственности) есть.

Date: 2025-06-06 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Кстати да, как-то совместилось.

Date: 2025-06-06 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com

<<<организовывать спортивные мероприятия не как соревнования


А это уже оксюморон!


Date: 2025-06-06 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Почему?


Я в спортзале ни с кем не соревнуюсь, например.

(no subject)

From: [identity profile] le-ra.livejournal.com - Date: 2025-06-06 12:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-06 12:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] man-of-motley.livejournal.com - Date: 2025-06-06 01:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-06-06 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] deadkittten.livejournal.com

У Сапольских говорится, что искусственно повышенная самооценка повышает место в иерархии и наоборот.


Date: 2025-06-06 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Не уверен...


http://www.livejournal.com/users/marigranula/49411.html (http://www.livejournal.com/users/marigranula/49411.html)

Date: 2025-06-06 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] man-of-motley.livejournal.com
Если брать что у Сапольского — то там это работает если одному повысить самооценку в иерархии относительно других. Это так, во времена аристократии — аристократа даже в лохмотьях было можно отличить. Потому что масса изначально воспитывалась через снижение самооценки.

В реальность если как нынешние педагоги прости Господи взялись — произошла девальвация самооценки. Если всем искусственно повысить самооценку — то снова все окажутся в равных условиях и дальше “победит сильнейший”

Date: 2025-06-06 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>организовывать спортивные мероприятия не как соревнования - вещь полезная

Польза, интересно — в чём конкретно заключается?

Date: 2025-06-06 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
В том что нет конкуренции для тех, кто ее не хочет.

(no subject)

From: [identity profile] roman-rostovcev.livejournal.com - Date: 2025-06-06 01:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-06 01:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-06-06 02:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-06 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-06-06 08:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-06 08:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-06-06 08:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iskra-di.livejournal.com - Date: 2025-06-10 12:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-10 06:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-06-06 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] man-of-motley.livejournal.com
Об идею про выводить из конкуренции. У меня к ней весьма какое-то спорное отношение выходит. Сильно зависит от того как воспринимать природу конкуренции. Если следствие злонамеренности человеческого разума или еще какой признак “ужастной маскулинной токсичности”(tm) наверное можно найти повод. Если же считать конкуренцию естественным процессом — то вывод из конкуренции — это тоже самое что раздача наград — создание комнаты с мягкими стенами. Но дальше придется или ее поддерживать (а за чей счет будем добренькими ограждая от конкуренции?) или рано или поздно выйдут за порог и конкуренция сама введется в них по самый яйца.

Если можно поделиться своим опытом — таким эффективно помогать не “выводом из конкуренции”, а поиском той конкуренции и иерархии где они могут занять себе достойное место. Нет людей неспособных, есть люди не умеющие найти себе применения. Вот тогда мы даем им “не рыбу, а удочку”. Именно этот подход использую уже вот 30 лет что к детям, что к тем кого учу.

Об примечание: не только изменения, что угодно — это всегда одним за счет других. Я своим всегда говорю по этому поводу — не то выбор кому причинять добро пошли, а то выбор за чей счет.

Date: 2025-06-06 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я согласен с тем что конкуренцию никуда не денешь, она практически везде присутствует, и что человеку хорошо бы самому выбирать где ему конкурировать. Но для этого в первую очередь нужно дать человеку возможность не конкурировать там где он не хочет.


Грубо говоря, на занятиях по физкультуре может лучше строить детей не по росту, а по фамилии по алфавиту. А те, кто потом захотят мериться ростом — пускай этим и занимаются — но только те, кто этого хотят.


Я к тому, что нужно сначала разрешить уходить от той конкуренции, в которой не хочется принимать участия. А потом уже участвовать там где хочется.


"не только изменения, что угодно — это всегда одним за счет других. Я своим всегда говорю по этому поводу — не то выбор кому причинять добро пошли, а то выбор за чей счет."


Image

Date: 2025-06-06 03:52 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Конкуренция бывает более и менее жёсткая. Можно идти в поход, или заниматься аэробикой в зале, или танцами на площадке - да, наверное, более подготовленных будет заметно, но и менее подготовленные могут продолжать участвовать, и какие-то элементы делать лучше других. А можно организовать серию единоборств на выбывание, когда оказался слабее - вылетел и пошёл вон. А можно ещё и травмирующим образом - нокаут или сшибание с коня, когда проигравший может надолго остаться прикованным к постели.

Date: 2025-06-06 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] st-range.livejournal.com

На четвертый день Пандора Клатч устроила опрос молодежи во дворе.


- Как организован ваш досуг? - обрушила она на всех сакраментальный вопрос. - Есть у вас какие-нибудь игры?


- Есть, - сказали все. - Мы играем в метаморфозы, в три эпохи, в светоч знаний...


- И кто же у вас в этом году чемпион? - сладко улыбаясь, спросила Пандора Клатч.


Все недоуменно посмотрели друг на друга.


- Что значит "чемпион"? - деловито спросил Ллевелис.


- Ну, лидер, который вырвался вперед...


- Куда вперед? - напряженно соображал Ллевелис.


- Олимпионик, - подсказал Дион Хризостом, чем рассеял мучительную сосредоточенность на лицах своих учеников. - Кто олимпионик?


- А-а, - удивились студенты. - Но в эти игры... нельзя выиграть. То есть один человек не может выиграть. И команд в них никаких не бывает.


- А где же здоровый дух соревнования, воля к победе? - недоумевала Пандора. - Как вы вырабатываете стремление к успеху? Вы же молодежь! - и, сделав несколько жирных пометок в своих бумажках, она обвела всех бодрым взглядом.


- К успеху? - робко переспросил Афарви.


- Да, да! Стремление завоевать первое место, вымпел, кубок! У вас же есть кубки? - Пандора посмотрела подозрительно.


- Да, у меня есть два кубка, - спас заходящую в тупик беседу подошедший Мерлин. - Я припас их еще со времен Круглого стола. Да, помнится, сунул как-то в карман. Невзначай. Но зачем они молодежи? Ни к чему им спиваться. Рано еще.


(с) Анна Коростелева, Школа в Кармартене

Edited Date: 2025-06-06 01:22 pm (UTC)

Date: 2025-06-06 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да-да, именно так!

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-06-06 02:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-06 07:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-06-06 08:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-06 08:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-06-06 08:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-06-06 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] papa4iter.livejournal.com
Читал комментарии... Плакал...
Вижу, тема зацепила.
Попробую и свои пять копеек добавить.
Полагаю, дело в дистанции повышения самооценки. Если сразу на уровень Наполеона поднимать, не только падать будет больно, но ещё и побить могут. А может быть выяснить уровень, с которого спуститься не опасно, и именно на него повышать. Тогда получится стимул для развития.

Date: 2025-06-06 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

А почему плакал?


" Если сразу на уровень Наполеона поднимать, не только падать будет больно, но ещё и побить могут."



(no subject)

From: [identity profile] papa4iter.livejournal.com - Date: 2025-06-06 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-06 01:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-06-06 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] welsh-rabbit.livejournal.com

С самооценкой все сложно. Человек может быть внизу иерархии в учебе и на вершине иерархии в борьбе за внимание противоположного пола. Человек даже имея достижения, не всегда объективно себя оценивает, эффект Даннинга-Крюгера и синдром самозванца никто не отменял. Опять же, общество может насмешливо относиться к талантливому человеку, считать что человек занимается ерундой, родители могут откровенно считать его придурком. А это будущий ученый или художник с мировым именем. Вообще, ситуация с положением человека в обществе и его самооценкой динамичная, она может меняться, улучшаться, ухудшаться, потом снова улучшаться. Устойчивости нет и не может быть. Вплоть до того, что в течение дня человек может считать себя молодцом и неудачником попеременно.

Date: 2025-06-06 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно.


Но я и не говорю о чем-то стабильном. Хотя статус ребенка в классе может быть ему важнее, чем в его группе для игры в настолки.

Date: 2025-06-06 03:55 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
у многих людей возникает не проблемы с низкой самооценкой, а с страхом нахождения внизу иерархии

Поэтому многие откажутся от перехода из среднего института, фирмы или команды в очень крутые, даже если им предлагают - в MIT я буду никто и звать никак, а здесь в Воронежском универе я уважаемая персона.

Date: 2025-06-06 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
«Что касается меня, — ответил им Цезарь с полной серьезностью. — то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме»

Date: 2025-06-06 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно.

Date: 2025-06-06 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] igparis.livejournal.com

Было замечено отсутсвие самолюьия-амбициозности у австралийских аборигенов: их не тянет соревноваться. Ну и остались в каменном веке, этак бежа на месте. Да в таком своём внешнем виде, что англо-скаксонским красавчикам было вовсе не жаль всяко их морить.

Date: 2025-06-06 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да? Спасибо!

Date: 2025-06-06 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] ester-haya.livejournal.com
Мне кажется, что не надо смешивать разные вещи. Есть спорт, и это соревнования, где неизбежно есть и проигравшие. А есть разные группы здоровья, походы выходного дня и прочее, где никаких соревнований нет, а есть группы единомышленников с общим хобби.

Date: 2025-06-06 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Меня больше беспокоят места типа школы, где у людей нет выбора, находится там или нет.

(no subject)

From: [identity profile] ester-haya.livejournal.com - Date: 2025-06-06 08:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-06 08:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-06-07 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] lashevchenko.livejournal.com

Никакой иерархии, кроме рабочей, вообще быть не должно.


Самооценку лучше иметь чуть-чуть завышенную.

Date: 2025-06-08 05:00 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Никакой иерархии, кроме рабочей, вообще быть не должно."


Увы, если запихнуть группу людей в закрытое пространство, они начнут строить иерархию по любому :((

(no subject)

From: [identity profile] lashevchenko.livejournal.com - Date: 2025-06-08 11:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-08 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lashevchenko.livejournal.com - Date: 2025-06-08 11:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-09 05:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lashevchenko.livejournal.com - Date: 2025-06-09 11:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-06-09 03:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lashevchenko.livejournal.com - Date: 2025-06-09 05:13 pm (UTC) - Expand

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 06:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios