marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      Среди прочего, человека отличает от других млекопитающих очень длительное взросление [*]. Обычное объяснение - что человеку нужно долго учиться, и во время подросткового возраста он учится. Но встает естественный вопрос: почему взросление связано не только с обучением, но и с массой физиологических изменений? Почему человек например не достигал половозрелости лет в 12, а потом уже доучивал что там было ему нужно [*].
      Я подумал, что возникновение длительного детства может быть связано со специализацией к определенному виду деятельности необходимого для родителей, то есть подростки были специализированы для определенных задач, выполнение которых для более крупных взрослых было менее оптимальным. Что-то подобное мы наблюдаем у пчел: рабочие пчелы меняют свои функции с возрастом: после рождения, пчелы занимаются чисткой сот, а повзрослев начинают приносить нектар. Соответственно, подростки специализированы для какой-то функции, а когда они вырастают и становятся взрослыми, то выполняют уже другие функции, где например крупный размер более оптимален.
* Например, у слонов возраст половозрелости, в зависимости от вида и пола - 8-15 лет, и им нужно накопить большую массу. У самцов кашалотов, самых медленно взрослеющих китов, половозрелость достигается в 18-20 лет, но они и достигают в этом возрасте веса 30-40 тонн.
**Сейчас на западе, в условиях избытка еды, половозрелость наступает на несколько лет раньше, чем у охотников-собирателей.

Date: 2025-10-23 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] marinarakis.livejournal.com

Вроде бы, есть расхожее мнение, что подростковый кризис нужен еще и для сепарации от родителей. Т.е. когда человек еще не совсем взрослый, но уже должен отказываться от опеки родителей и становится самостоятельным.

И поэтому они такие конфликтные и противные в этот период, чтобы родители их не опекали сильно и дали уйти из-под крыла во взрослую жизнь.

Date: 2025-10-23 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ты будешь смеяться, но у шимпанзе например, подростки просто уходят в другую стаю, и все. При желании, сепарации добиться очень просто.


Или конкретный израильский пример — в Израиле есть программа Наале, там подростки приезжают в Израиль учится из других стран. Им оплачивают проживание, еду и очень маленькую стипендию. То есть сепарируйся — не хочу.

Edited Date: 2025-10-23 03:08 pm (UTC)

Date: 2025-10-23 03:34 pm (UTC)
spamsink: (blessed)
From: [personal profile] spamsink

Соответственно, подростки специализированы для какой-то функции,


И примеры этого в известных науке сообществах охотников-собирателей мы видим где?

Date: 2025-10-23 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Увы, пример у меня нет.

Date: 2025-10-23 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Хотя возможно речь не шла о жесткой специализации. Ну например и подростки женщины следят за маленькими детьми, но подростки более заточены под это (в смысле, меньше едят, но за следят маленькими детьми не хуже женщин).

Date: 2025-10-24 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>подростки более заточены под это (в смысле, меньше едят

Феноменально!
Если не секрет: я правильно понимаю, что у Вас биологическое образование?

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-24 10:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-24 10:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-24 10:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-24 10:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-24 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-24 11:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-25 04:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-25 07:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-25 08:15 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-25 09:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-25 09:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-25 09:31 am (UTC) - Expand

Date: 2025-10-23 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mmnt.livejournal.com

Странно, что биолог задается таким вопросом.


Такой длинный "довзрослый" период человеческой личинки нужен для развития мозга и его постепенного обучения. С наступлением половой зрелости существо заметно тупеет и думает в основном о сексе, доминировании и т.п. Эту зрелость стараются максимально оттянуть, чтобы обучение продолжалось.

Date: 2025-10-23 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Ну у многих самцов (кашалоты или слоны, например) достижение половой зрелости не приводит к началу размножения. Слон или кашалот продолжает расти, не участвуя в конкуренции. Как подрастет — начинает в ней участвовать. У орангутанов система при которой половозрелые молодые самцы пытаются с кем-нибудь по тихому и по быстрому совокупится, а вот собственно конкуренцие занимаются уже очень крупные самцы.

Date: 2025-10-23 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mmnt.livejournal.com

Ну так у них и нет задачи так серьезно развивать мозг. А у человека это основа выживания.


Думаю, вы в школьные годы неоднократно встречали "рано повзрослевших" ровесников, большинство из которых с трудом дотягивали до 10 класса. А типичный ботаник, напротив, чаще всего инфантилен и созревает много позже. Исключения конечно бывают, но как подтверждение правила.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-23 05:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2025-10-23 05:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-23 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mmnt.livejournal.com - Date: 2025-10-23 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-23 07:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-23 09:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-24 07:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-24 08:09 am (UTC) - Expand

Date: 2025-10-23 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] welsh-rabbit.livejournal.com

Долгое взросление — это современная фишка, сейчас люди до старости взрослеют, а некоторые так и не взрослеют. В предыдущие столетия никто не "доучивался". Дети были полноценными работниками, что у нас, что в других странах. В той же Европе в некоторых странах дети работали на фабриках и заводах по 14-16 часов сутки . Где-то себе выписывала цитату одного этнографа 19 века про то, что ребенок, которому 4 года — совершенно взрослый человек, он и за братиком в люльке посмотрит, и кур накормит, и воду в дом принесет. Это сейчас школа и институт продлевают человеку детство, а еще лет 150 назад и детства в современном понимании у детей не было.

Date: 2025-10-23 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Я имел ввиду именно физиологию. То что современные подростки ведут себя не так как вели себя еще 150 лет назад — это таки да, современные условия.

Date: 2025-10-23 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] welsh-rabbit.livejournal.com

А что по физиологии? Кто определяет это самое "взросление"? 14 лет это ребенок или юноша? Цыгане, говорят, могут в 12 лет девочку девочку замуж выдать. То же самое, говорят, было в Римской империи, брачный возраст для девочки был — 12 лет, для мальчика — 14. 20 лет это взрослый или еще ребенок?

(no subject)

From: [identity profile] welsh-rabbit.livejournal.com - Date: 2025-10-23 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-23 05:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] welsh-rabbit.livejournal.com - Date: 2025-10-23 05:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-23 05:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com - Date: 2025-10-24 01:47 am (UTC) - Expand

Date: 2025-10-23 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mmnt.livejournal.com

Кстати аккурат на эту тему Галковский в свое время отписал:


Любой биолог вам скажет, что хомо сапиенс это «половозрелый детёныш обезьяны». Детёныши млекопитающих похожи на людей, а потом начинается период полового созревания. У зверушки растут клыки, бицепсы, глаза наливаются кровью. А дальше биография понятная: сиськи-пиписьки, крэк, первая ходка, прописка в камере, наколки и все дела. Зверь пошёл долбиться чугунным лбом о стальные двери...


Сапиенсы неимоверно удлинили детство особи, детство у них набирает такую инерцию, что прошибает ловушку полового созревания. Биологическая колея делает поворот в лесок, а люди поворот проскакивают. Ну не все, конечно. Самые сильные. Потому что сила человека как биологического существа – разум. Это его крылья птицы или челюсти акулы. Видовая специализация. Акула с увеличенными глазами или птица с более прочными костями это слабая особь. Главное – зубы, главное - крылья. У человека главное - мозг.

Edited Date: 2025-10-23 05:25 pm (UTC)

Date: 2025-10-23 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

да, была такая идея, но сейчас она не в мейнстриме.

Date: 2025-10-23 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>возникновение подросткового возраста может быть связано со специализацией к определенному виду деятельности необходимого для родителей

Тогда уж сразу — intelligent design

Date: 2025-10-23 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
Так вон же — привязка наличия конкретной особенности к чьей-то конкретной потребности

Чем не проявление Промысла Божьего?
Разве что в роли "Бога" — "родители"

Насчёт чего-то "необходимого для родителей". Можно видеть, особенно в современной ситуации, что дети, вообще-то — "не нужны" (потенциальным родителям)
...вообще "не нужны", с любым функционалом
Edited Date: 2025-10-23 06:57 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-23 07:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-23 09:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-24 07:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-24 08:12 am (UTC) - Expand

Date: 2025-10-23 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] sceptoparanoic.livejournal.com

Антропосоциогенез. Так, навкидочку. Что там писал Виктор Олегович про наше счастливое будущее?


"С тех пор, как киномафия и пожилые феминистки захватили в нашем старящемся обществе власть , главное что они делают это повышают  consent age. Сейчас они планируют добраться до сорока восьми. Для геев и лесбиянок возраст согласия пока сорок четыре, потому что у них них сильное лобби, и они пробили себе эту поправку через  affirmative action, - но им тоже планируют поднять до сорока шести. И если бы не GULAG ( а я член этого движения уже девять лет , возраст согласия подняли бы сразу до шестидесяти."


Возможно, запоздалое половое созревание давало молодёжи отсрочку от половой конкуренции со старшими членами группы. Тем самым делая группу устойчивее, дружнее. Условно, авторитетный охотник 25 лет спокойно относился к соседскому пятилетнему парнишке, так как на момент достижения пареньком половой зрелости, сам охотник уже "отстреляется".


Ну и другой очевидный плюс — позднее созревание способствовало более разумному, осмысленному выбору полового партнёра. С учётом того, что отбор шёл "по мозгам", это могло сыграть решающую роль.

Edited Date: 2025-10-23 09:10 pm (UTC)

Date: 2025-10-24 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Так молодые половозрелые орангутаны, кашалоты или слоны и не участвуют особо в конкуренции. Они продолжают расти, и вот когда выростают, тогда....

Date: 2025-10-24 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] sceptoparanoic.livejournal.com

"...Живут орангутаны одиночно, только детёныши держатся при своих матерях и изредка встречаются группы из двух самок..."


Если вукипедия не врёт.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-24 09:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tanya-12-12.livejournal.com - Date: 2025-10-24 10:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-25 04:44 am (UTC) - Expand

Date: 2025-10-24 12:11 am (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com

скорее всего это не для, а потому. прямохождение вынуждает рожать сильно недоношенного детеныша, а дальше он просто медленно зрееет в неблагоприяятной внешней среде


если посмотреть на Ваши примеры, то слоненок рождается гораздо более функциональным

Date: 2025-10-24 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] grisabella.livejournal.com
И большая голова. Такой мозг переросток не протолкнешь через родовые пути.

Date: 2025-10-24 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, конечно, слонёнок или китенок гораздо более похож на взрослого, чем человеческий младенец. Но вот у сумчатых вообще почтит что эмбрион рождается — и ничего, за несколько месяцев — год вполне развивается в взрослую особь.

(no subject)

From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com - Date: 2025-10-24 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-25 04:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com - Date: 2025-10-25 04:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-25 04:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com - Date: 2025-10-25 04:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-25 08:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-25 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-25 12:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-25 02:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-25 03:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-25 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-25 06:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-25 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-25 07:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-25 07:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-26 01:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2025-10-26 06:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com - Date: 2025-10-25 08:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2025-10-26 01:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com - Date: 2025-10-26 04:36 am (UTC) - Expand

Date: 2025-10-24 04:14 am (UTC)
From: [identity profile] abyssal-being.livejournal.com

Дааа, про смену функций. Да уже двух-трехлетнего ребенка можно просить что-то принести, то есть уже помощник в доме, не хуже чем в стае животных.

Date: 2025-10-24 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Да, и при этом он потратит меньше энергии чем взрослый.

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 03:58 pm
Powered by Dreamwidth Studios