marigranula: (Default)
[personal profile] marigranula
      Во первых, огромное спасибо всем комментаторам. Комментарии  были очень интересные, и дали мне возможность взглянуть на проблему под совершенно разными углами.
      Во вторых, прежде чем выкладывать следующую часть (и по результатам обсуждения мне ее нужно будет отредактировать), я бы хотел разъяснить формулировку. Правильнее было бы наверное сформулировать вопрос "Почему люди верят (или по крайне мере допускают существование) в сверхъестественные силы, которые реагируют каким-либо образом на поведение людей или даже могут быть управляемы людьми, и почему верующие тратят время и ресурсы в соответствии с этой верой". Я понял, что вопрос о том, что считать или не считать религией очень спорный, и поэтому лучше его переформулировать именно так (хотя длинно и сложно). Этот вопрос касается авраамических религий, религий верящих в карму, и магии. С другой стороны, есть много примеров, когда люди выполняют те или иные религиозные ритуалы без всякой веры, и есть примеры когда люди верят в сверхъестественное, но никак не действуют, ограничиваясь размышлениями. Я эти примеры не обсуждаю, это совсем другая история. Но нужно учитывать, что очень многие ученые писали именно о религии (каждый имея в виду что-то свое, правда).

Date: 2019-01-08 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com
Похоже, я все веселье пропустил:(

Date: 2019-01-08 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] 777-itamar.livejournal.com
а можно, встречный вопрос :)
Почему люди склонны к культу личности, к примеру? что даже как бы и не к сверхъестественному эта склонность.

Date: 2019-01-08 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Почему не к сверхъестественному?
Как раз к нему.

Date: 2019-01-08 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] 777-itamar.livejournal.com
Буду благодарен Вам за объяснение естественным путём :) почему склонность к культу личности это склонность к сверхъестественному.

Date: 2019-01-08 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
А Вы вот щас подумайте. Обещаете?
Вы от меня требуете объяснения сверхъестественного естественным путем.

Подумали?

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 05:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-01-08 05:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 777-itamar.livejournal.com - Date: 2019-01-08 08:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-08 09:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-01-08 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
У людей, наверное, есть склонность влюбляться в celebrities? Ассоциировать себя с ними? Всякие "микрокульты личности" мы постоянно наблюдаем. Вспомните обожание звезд...

Date: 2019-01-08 05:32 pm (UTC)
From: (Anonymous)
думаю, тут об'яснение глубжее и философичнее. однако.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 777-itamar.livejournal.com - Date: 2019-01-08 08:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-08 09:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 777-itamar.livejournal.com - Date: 2019-01-08 11:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-09 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 777-itamar.livejournal.com - Date: 2019-01-09 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-09 01:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 777-itamar.livejournal.com - Date: 2019-01-09 07:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-10 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 777-itamar.livejournal.com - Date: 2019-01-10 04:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-11 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-01-08 04:06 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Вы прям меня удивляете.
В смысле гибкостью и способностью воспринимать аргументы оппонентов. Я таких мало видел. Да и сам я совсем не такой. Респект, короче.

Но вот ещё раз.

"в сверхъестественные силы, которые реагируют каким-либо образом на поведение людей или даже могут быть управляемы людьми"

Поймите, что это два ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ случаи.

Когда вы можете с кем-то говорить, и когда вы можете чем-то управлять.

Магия и религия несовместимы.

Date: 2019-01-08 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Вы прям меня удивляете.
В смысле гибкостью и способностью воспринимать аргументы оппонентов. Я таких мало видел. Да и сам я совсем не такой. Респект, короче."
Спасибо! Ну я пытаюсь исправить свои ошибки. Дело в том, что большинство литературы, на которую я могу сослаться, от Бэкона, Юма и Дарвина, до Старка и Сосиса используется именно слово "религия". Соответственно, было бы проще (хотя и не корректно, как стало очевидно) использовать слово "религия".

"это два ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ случаи"
Я бы не сказал, что противоположные. .. Вы можете с начальником разговаривать, он может Вами управлять, и т.д.

"Магия и религия несовместимы"
Ну да, Малиновский их противопоставляет, но , на мой взгляд, они растут из одного корня. Есть мнение, кстати, что религия развилась из магии.

Date: 2019-01-08 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com
на мой взгляд, они растут из одного корня
так и есть

религия развилась из магии.
нет, они развивались параллельно. хотя вопрос намного сложнее

Date: 2019-01-08 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
религия развилась из магии - это мнение ряда ученых, лично я с ним не согласен.

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 05:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-01-08 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com
Вы не правы. они не взаимоисключающие, а пересекающиеся

Date: 2019-01-08 05:12 pm (UTC)

Date: 2019-01-08 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Нет.
Именно взаимоисключающие.
В случае магии я применяю некоторые приемы, чтобы воздействовать на окружающий мир.

Причем действенность тех приемов зависит от правильного выполнения технологии.

В случае религии я прошу Ты о чем-то..
А может, и не прошу, я просто разговариваю

Date: 2019-01-08 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com
Это просто два разных способа взаимодействия. Причем, в случае магии иногда что-то требовать довольно черева-то, а в случае религии иногда можно и потребовать.

Например, "Один, дай мне силы!" - это магия или молитва? Только подумайте прежде чем ответить.

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 07:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2019-01-08 06:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com - Date: 2019-01-08 07:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-08 07:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-01-08 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Анонимный коммент выше - мой

Date: 2019-01-08 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Я по ip понял :)

Date: 2019-01-08 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sumisokomashiro.livejournal.com
к моему сожалению я потерял книжку одного психолога который, рассматривает вопросы зарождения религий в первобытном обществе. там были хорошие схемки

в общем так, коротко.

при ситуации без религии каждый член общества подчиняется вождю. если не будешь подчинятся - будет больно. но в ситуации когда вождь отвернулся или ушел, члены общества делают то, что они не делали бы при нем. это очевидно.
единственное что мешает в отсутствие вождя проказничать, это вождь в голове, мысли о нем, что он может узнать о проказах и спросить потом. Но если размышления подсказывают - "нет, не узнает" - то человек делает запрещенное. ибо хочется.

в случае бога ситуация иная. когда в голове человека присутствует мысль о том, что бог есть и он видит все и всегда, то по сути, это как если бы на него все время смотрел вождь с дубиной.
почему с дубиной? тут интереснее.

в ролике иллюстрация сказанного



аврамические религии говорят следующее. вот вам законы. вы должны их соблюдать и потом, когда вы умрете, вам будет хорошо. а если не соблюдаете, то плохо.
И на вопрос как плохо, следует ответ: муки, страдания, смерть.
а на сколько хорошо? - очень хорошо... очень, очень и жизнь вечная.

как понимаете, страх смерти является таким же встроенным в человека рефлексом как и голод, влечение, смех. поэтому будет справедливо утверждать, что все религии эксплуатируют страх для управлением обществом.

хорошо это или плохо - спорный вопрос. я думаю, что очень хорошо. потому что вести себя порядочно из чувства согласия с законами, члены общества на данном историческом этапе еще не умеют. а жить как то надо.

возникает подлый вопрос: и че? все туфта и все придумано?
ответ не так очевиден как кажется.
дело в том, что как учат некоторые раввины (например Гитик) душа это не облачко над телом, а взаимодействие. То есть он не рассматривает бога или душу как некоторый объект который существует сам по себе и никак себя не проявляет.
в этом есть смысл. что нам толку от того, что мы будем думать, что где-то есть что-то и поделать с этим ничего нельзя.
поэтому именно наблюдения взаимодействия человека с богом и прочими штуками дает основания утверждать, что да.
потому что если не да, так нет.

а примеров взаимодействия много, хотя есть и мошенники.
Люди ходят к гадалкам, потому что сами убедились в эффекте. Эмоциональная молитва цадика эффективна - потому люди и идут туда. свечка поставленная у правильной иконы тоже помогает.. и в таком духе.
тут надо понимать что и гадалка не всегда в духе, и цадик может быть уставшим, и иконка поддельная. но если есть из всего массива наблюдений, хоть часть подтвержденных причинно-следственных связей. то значит да, есть они все:
у гадалки духи, у цадика бог, у иконки святой. Хотя как учит иудаизм все это проявления одного бога который пронизывает всю вселенную своим присутствием.

к стати о пронизовании. в каббале расматривают качества бога. например: строгий, милосердный, всезнающий и проч. Хаббад много думает на эту тему ( ну у них познание бога интеллектом направление, если кто не знает). Тут как раз и напоминает себе вопрос о взаимодействии.

Без взаимодействия, без влияния бога на человека и наоборот. любая религия мало чем отличается от ролевых игр толкиенистов в лесу.

ну так, кратко.

Date: 2019-01-08 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Мне тоже кажется, что взаимодействие бога и человека - центральное в любой религии. И бог смотрящий на человека - тоже. Вопрос в деталях.
Я про это хочу в следующей части рассказать. Только мне по результатам обсуждения ее откорректировать надо.

Date: 2019-01-08 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] s-v-olk.livejournal.com
Я, действительно, много интересного пропустил. Пожалуй, присоединюсь к дискуссии со своей колокольни, не возражаешь?;)

Date: 2019-01-08 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Буду рад!

Date: 2019-01-10 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
Тратят время и ресурсы от того, что сверхестественное ведь не проявляет себя постоянно, то есть обращение к духам и всякие ритуалы, и жертвы есть текущая религиозная работа, от случая до случая.

Date: 2019-01-10 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Я немножко не понял. Можно поподробнее?

Date: 2019-01-10 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] seihleb.livejournal.com
По моему здесь всё очень просто...Никакой дождь не упадёт с небес на пересохшую землю или никакой благодатный огонь не снизайдёт, если верующие постоянно изо дня в день не будут молить своих богов о заступничестве. Такая вот повседневная, религиозная работа, которая требует и времени и ресурсов.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-10 06:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seihleb.livejournal.com - Date: 2019-01-10 07:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-11 02:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seihleb.livejournal.com - Date: 2019-01-11 03:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-11 06:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seihleb.livejournal.com - Date: 2019-01-11 07:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-13 05:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seihleb.livejournal.com - Date: 2019-01-13 12:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2019-01-13 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seihleb.livejournal.com - Date: 2019-01-13 03:23 pm (UTC) - Expand

Profile

marigranula: (Default)
marigranula

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 06:47 pm
Powered by Dreamwidth Studios